27 августа - 13 сентября 2016

АЛЯСКА

"ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ", КАК НАЗЫВАЮТ ЭТОТ ШТАТ АМЕРИКАНЦЫ. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ДАЛЕКИЙ СЕВЕР: ТАЮЩИЕ ЛЕДНИКИ, УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА, ОСКОЛКИ "РУССКОЙ АЛЯСКИ" И МНОГОЕ ДРУГОЕ В НАШЕМ ОТЧЕТЕ.

ВИДЕООТЧЕТ

Предлагаем вам погрузиться в красоту природы Аляски - горы, ледники, океан, реки, леса и многое другое в нашем короткометражном ролике.

Мысли о путешествии на Аляску мы вынашивали довольно долго, заблаговременно определились с датами, конец августа - начало сентября. Авиабилеты купили за полгода вперед, а не за два дня до вылета, как это обычно у нас бывает. Сразу забронировали машину в прокат. А вот с резервацией жилья не торопились, о чем потом пожалели, но об этом чуть позже. Маршрут будет представлен ниже. Если кратко, то первую неделю нашего пребывания мы запланировали снять жилье в Анкоридже, изучить его окрестности. Затем отправиться в Денали, совершить однодневный морской круиз из Уитиера и на неделю останавиться в окрестностях Хомера, посмотреть полуостров Кенай.

Цены на Аляске, как и на любом севере сравнительно высокие, выгодные предложения по цене есть, но разлетаются в два счета. А мы, тем временем, уже долетели до пункта назначения - мы в Анкоридже. Аэропорт очень уютный, красочный. Садимся в такси и доезжаем до нашего отеля. Мы сняли номер с кухней, готовить самостоялеьно нам удобнее. Заселяемся и ужасаемся. В номере стоит вонь и не похоже, что он вообще когда-нибудь убирался, по углам насыпана какая-то химия, похоже от насекомых. Это был один из первых случаев, когда мы сталкиваемся с таким отвратительным сервисом. Плата за номер не самая маленькая, а сервиса ноль. Хозяева здесь хитро-выдуманные - плата за номер не является возвратной. Как это вообще может быть законно (риторический вопрос)!? Сначала ты платишь, и только потом видишь за что ты заплатил, супер. Вот он наш главный урок – бронировать жилье надо заранее и к тому же обязательно читать отзывы постояльцев, чего мы не сделали. Прочитали их уже на месте, ни одного положительного, прочитали бы заранее не попали бы в такую ситуацию. Отзывы конечно и смех, и грех, одни жалуются, что грязно и воняет, другие, что почему это нельзя курить в номере...

Можно конечно было покусаться, оно всегда можно, найти другое жилье, переехать. Но потратив на это добрую половину первого дня, мы махнули рукой, у нас просто нет на это времени. В конце концов здесь мы только завтракаем и ночуем. Забудем и ПОЕХАЛИ!

Пролетаем над полуостровом Кенай.

1-ый день. Анкоридж

Итак, первой половины дня не вернуть, ближе к вечеру мы выдвигаемся в центр Анкориджа (Anchorage). Анкоридж - самый крупный город Аляски. Официально был основан только в начале XX века, когда было принято решение сделать город главным транспортным узлом штата. Очередной толчок к развитию дало, обнаруженное в заливе Кука, обширное месторождение нефти. Сейчас Анкоридж является штаб-квартирой различных нефтеперерабатывающих компаний.

Сразу хотим отметить, что мы не являемся поклонниками американского градостроительства. По нашему мнению, города здесь все примерно одинаковые и посетив пару-тройку, вы перестаете замечать что-то новое. Мы же посетив большую часть крупных городов США, заметили, что, как правило, город выглядит красиво только благодаря ландшафту, в котором располагается и, что не мало важно, смотреть лучше издалека. Когда же ты заходишь внутрь, то даунтаун (центр города) - это наиболее грязное, вонючее (в прямом смысле слова) место во всем городе, конечно, если в городе нету черного или мексиканского гетто. То же мы наблюдаем и здесь - грязновато, много бомжей на улицах. Сам центр - это пара улиц, немного облагороженных для туристов. Получается, что если смотреть вверх, то в целом симпотично, если себе под ноги и по сторонам, то наоборот.

Есть набережная с видом на залив Кука и гору Суситна или как ее здесь называют “Спящая Леди”. Рядом расположена промзона, все-таки Анкоридж - это порт, что немного портит вид.

Также, бросилось в глаза, что не смотря на суровый климат, дома здесь строят по той же технологии и используя те же материалы, что и на юге страны. Каркасное строительство домов, стены из гипсокартона. На отопление зимой не разоряются? Двигаемся дальше.

Westchester Lagoon
Знак "Сбросить скорость"
Анкоридж
Залив Кука
Закат

2-ой день. Ферма северных оленей,

перевал Хатчер, озеро Эклутна

Четкого плана на этот день у нас не было. В нашем отеле на ресепшене мы набрали гору рекламных брошюрок. Отобрав из них несколько близких по расположению мы отправились в путь на север. Только выехали за город и картонные домики перестают портить красоту местной природы. Встречная полоса двигается не так свободно как наша, на въезде в город сформировалась приличная пробка, все-таки утро, будни. Как и везде в Америке, люди стараюстся жить за городом, а в город ездить только на работу и по делам. День выдался солнечным. О погоде хочется отметить, что когда мы планировали поездку и сверялись с погодой, то проноз был мрачный - всего пара дней солнечных, остальные - дожди. Исходя из этого мы набрали с собой курток, дождивиков, специальную обувь, в общем много всего того, что в итоге нам не пригодилось. За все время нашего пребывания было всего пара дней дождливых, в остальном солнечно и тепло. Погода здесь изменчива, в нашем случае в лучшую сторону.

Приехали на ферму северных оленей (Raindeer farm). Планировали быстро оглядеться и двигаться дальше, но не тут то было. Сначала мы ждали, когда соберется группа, не для одних же нас экскурсию проводить. Когда группа собралась, экскурсовод взял вступление, рассказывая мыслимое и не мыслимое о жизнедеятельности северного оленя, показывая образцы его рогов и, куда ж без них, отпуская шуточки.

Здесь так принято, взял с человека деньги - с тебя сервис. И это не плохо, отношение правильное, просто в тот день нам бы больше понравилось самостоятельно осмотреться и двигаться дальше, ну не планировали мы останавливаться здесь так надолго.

Наконец, посещение вальера с северными оленями, где у нас была возможность посмотреть их поближе и покормить. Затем был еще один вальер, где обитали лоси, их также можно было покормить, на этом экскурсия закончилась. Мило, но для нас долго. Расчитано на тех, кому хочется потратить добрую половину дня на общение с животными. Также здесь предлагают побродить по тропам верхом на лошади.

Закончив здесь двинулись к горному перевалу Хатчер (Hatcher Pass). Куда бы мы не направились сегодня и в последующем, природа здесь крайне живописная. А краски осени сделали ее еще более яркой. Недоезжая до перевала находятся руины старой шахты Independence, ее мы решили пропустить и двигаться непосредственно к перевалу. Дорога вдруг перешла в грунтовку, благо ехать по ней оставалось не долго. Добрались. Побродив по тропам, насладившись видами, мы немного отдохнули от дороги и двинулись обратно в Анкоридж. На обратном пути решили заехать посмотреть озеро Эклутна (Eklutna Lake). Доехав до места, мы пожалели потраченного времени. Нет, все конечно очень красиво, но только есть смысл приехать сюда на целый день, взять лодку, порыбачить или просто посозерцать природу. Заезжать ненадолго, особого смысла нет.

Перевал Хатчер
Озеро Эклутна

3-ий день. Сьюард, ледник "Выход",

национальный парк Кенай-Фьордс

Сьюард - небольшой городок на полуострове Кенай, расположенный на берегу Тихого океана с населением немногим больше 3500 человек. Основан в начале XX века во время строительства аляскинской железной дороги. Сегодня путь на поезде из Анкориджа в Сьюард считается одним из наиболее живописных и популярен среди туристов. Собственно сам Сьюард живет во многом благодаря туризму.

Также, город является началом национального исторического пути “Идитарод”. Путь связывал населенные пункты штата посредством собачьих упряжек. Идитарод - город на середине данного пути.

ЗАМЕТКА:

В 1925 году в городе Ном и его окрестностях вспыхнула эпидемия дифтерии, медикаментов катастрофически не хватало. Тогда правительство срочно направило сыворотку из столицы на двадцати собачьих упряжках, которые передавали ящик с лекарством друг другу, от одной упряжке к другой. Невзирая на мороз, достигавший 60-ти градусов Цельсия, гонщики смогли добраться до места в рекордные сроки - за пять с половиной дней вместо стандартных двадцати пяти. Тем самым, население города было спасено. В память об этом подвиге на Аляске каждый год проходят гонки на собачьих упряжках (Iditarod Trail Sled Dog Race) - куда съезжаются люди со всех уголков планеты, чтобы сразиться в неравной схватке с погодой, проверить свои силы.

Сьюард оставался крупным портовым городом до землетрясения в 1964 году, переписавшего историю многих городов на Аляске. Землетрясение вызвало пожары и гиганские волны буквально смывшие 90% города в океан.

На практике – тихий, небольшой городок. Узкая полоска набережной. Стоят лавочки, на которые хочется сесть и бесконечно смотреть в горизонт. Наше бесконечно кончилось немного раньше, погуляв пару часиков по городу, мы отправляемся дальше на ледник «Выход» (Exit Glacier) в Kenai Fjord National Park.

Доезжаем до информационного центра, здесь же парковка. Внутри стенды, наглядно показывающие на сколько сократился ледник с начала XX века и до сегодняшнего дня. Судя по стенду – чуть больше чем вдвое и процесс таяния продолжается. Недавно читал статью, что в Альпах ледники решили укрыть специальным одеялом, чтобы меньше таяли. Я еще понимаю, когда выражают обеспокоенность в связи с изменениями в окружающей среде, но с ума то сходить не надо. Ледники тают, в пустыне Сахара выпал снег, то тут, то там аномальные жара или мороз, не похоже, что мы как-то можем на все это влиять.

К леднику идут несколько троп, две легкие идут от инфо-центра к кончику ледника. Протяженность каждой в районе мили. Также есть тропа из разряда «не для слабаков», которая идет вдоль ледника высоко в горы к ледяному плато (Harding Ice field). Путь туда-обратно займет у вас целый день. Оттуда ледник стекает вниз, обнажая свои языки. Так как с нами вместе путешествует маленький пассажир, последнюю тропу мы отмели еще на этапе планирования. Мы изначально были готовы, что некоторые пути будут для нас закрыты. Здесь мы заканчиваем знакомство с ледником и отправляемся обратно в Анкоридж на ночевку.

Утро ранее. Туман.
Утренняя дымка
Ледник "Выход"
Река с ледника
Тропа к кромке ледника

4-ый день. Гора Флэттоп, Сьюард Хайуэй

Данный день мы решили провести максимально размеренно, проехаться по шоссе на север от Анкориджа по направлению в Сьюард (Seward Highway). Как опять? Да, дело в том, что данное шоссе само по себе является достопримечательностью. Дорога проходит вдоль живописного залива Тернагейн-Арм (один из рукавов залива Кука). На берегу залива с обеих сторон располагаются горные массивы, сияющие голубизной ледники, хвойные леса, березовые рощи, водопады, реки и...всего не перечислить. Природа здесь максимально концентрированая, краски и сочетания поражают своей красотой, а главное гармоничностью.

В течении нашего странствия по Аляске, мы проезжали “Seward Highway” 6 раз. Каждый раз погода менялась - было и солнечно, и дождливо, и пасмурно, и туманно. Мы проезжали его и рано утром, и на закате, и в дневное время. Все это придавало свои оттенки, подчеркивая те или иные детали. Поэтому мы не можем сказать, что ездили одной и той же дорогой 6 раз. Каждый раз она была разной.

В этот день мы доехали до Гёрдвуда, и начали двигаться от него в обратном направлении, по пути останавливаясь на всех смотровых площадках, таких как, например, “Bird Point”, “Bird Creek”, “Beluga Point”. От стоянок идут короткие тропы до площадок с шикарными видами. Можно как спусться к заливу, так и взобраться на гору, либо прогуляться по живописным местам государственного парка Чугач.

Государственный парк Чугач является третьим по величине парком в стране. И правда, куда бы мы не двинулись повсюду был Чугач, как будто покинуть его было не возможно, настолько он велик.

Гора "Суситна" или "Спящая леди"
Seward Highway
На берегу залива "Тернагейн Ар
Залив "Тернагейн Арм"
Залив "Тернагейн Арм" и трасса
DJI00123
DJI00137
IMG_Национальный парк "Чугач"

5-ый день. Ледник Матануска-Суситна

Ледник Матануска (Matanuska-Susitna Glacier), мы называли его Матанушка, так как по ощущениям изначально там была "ш". Считается одним из наиболее досягаемых ледников. Что это значит? А значит это то, что здесь есть возможность побродить непосредственно по самому леднику, покорить его ледяные пики, спуститься в его ущелья самостоятельно и без оговорок. Конечно, если хватит храбрости, дело в том, что ледник стремительно тает, когда мы гуляли были хорошо слышны бурные водяные потоки где-то у нас под ногами, а определить насколько лед крепкий не всегда возможно. Граница ледника является истоком одноименной реки. Бывают случаи, когда кто-нибудь нет-нет, да и провалится под лед, правда о смертельных случаях мы не слышали, оно и хорошо. На входе в парк всех обязывают подписать бумажку, что за свои жизни в случае чего вы, ребятки, отвечаете сами. Думается нам, это приструнивает рядовых американцев и они охотно соглашаются на специально обученного гида, который проведет их наиболее безопасной тропой по всему леднику, одевают специальную экипировку, каски и вперед. Ну а нам и так не страшно.

Вид на ледник "Матануска"
Трасса к леднику
Возле ледника "Матануска"
На подходе к леднику
Идем к леднику
Очень долго идем к леднику
Таяние ледника
Вил на ледник "Матануска"
Горы
Река "Матануска"
По пути обратно в Анкоридж

Следующие три дня нашего путешествия я провел на побережье Северного Ледовитого океана в городе Барроу. Семья осталась в Анкоридже. Так получилось, что впечатления от данной поездки вылились в самостоятельную статью, ознакомиться с которой можно, пройдя по ссылке.

Здесь же мы пропускаем с 6-ого по 8-ой день и переходим сразу к 9-ому.

9-ый день. Национальный парк Денали

Итак, национальный парк Денали (Denali National Park) – «сердце Аляски». На площади около 25 тысяч км² поднимается самая высокая гора Северной Америки, Денали (6193 метра), которой в 2015 году президент Обама вернул её первоначальное название. До этого гора называлась Мак-Кинли. Сама гора видна на много киллометров вокруг при условии, что небо в этот день безукоризненно ясное, что бывает здесь не часто. Вообще, надо сказать, многое зависит от погоды при посещении Денали и в целом Аляски. В нашем случае карты не сошлись, небо было затянуто тучами, туман, дождь. Видно не было не то, что горного хребта, а стоящего в ста метрах человека.

Денали – отличное место для наблюдения за дикой фауной, здесь в преимущественно безлесной тундре можно встретить медведей, карибу, лосей, горных коз, баранов Далла, волков, и еще много кого. С нами никто встречаться не захотел, ну да и ладно:)

Проезд в парк закрыт для личного автотранспорта. Познакомиться с ним ближе можно только во время организованных однодневных туров на автобусе. Уже на месте мы узнали, что оказывается есть лотерея, которая в случае выигрыша дает тебе право въезда в парк на своем автомобиле. Одна путевка в год – шансы не так уж велики. Победитель определяется в мае каждого года, а воспользоваться заветным пропуском можно будет в сентябре.

Это сильно ограничило наше знакомство с парком. Дорога в сердце Денали имеет протяженность 92 мили, летом для личного автотранспорта открыты первые 15 миль до точки под названием Savage River, откуда берет начало одноименная тропа. Дальше только автобус.

Доехав до конечной точки, мы исследовали тропу вдоль реки Саваж, промокли до нитки и решили по-тихоньку двигаться в сторону нашей сегодняшней ночевки – города Талкитна.

Двигаясь обратно по Денали, мы то и дело делали остановки, последняя из которых была непосредственно в инфо-центре парка. Там мы купили набор открыток с видами Денали, хоть посмотрим потом как он выглядит в хорошую погоду.

Тропа вдоль реки "Савадж"
Денали
По пути к ночевке
Наша ночевка в Талкитне

10-ый день. Альеска, золотой рудник "Кроу Крик"

Начинаем мы здесь с бывшего золотого рудника “Crow Creek Gold Mine”. Основан он был в 1896 году, с началом эпохи “золотой лихорадки” на Аляске, и являлся одним из самых крупных месторождений по добыче золота. До сих пор достоверно неизвестно, сколько золота здесь было добыто. Никакая документация тогда не велась. Но, думаю вымыто было достаточно. Если вспомнить в истории освоения края, Аляску всегда обдирали “как липку”. Сначала русские выкачали отсюда всю пушнину, да так что популяция пушного зверя с трудом восстановилась к исходному, потом американцы, в частности золото, сейчас качают нефть, ловят рыбу в промышленных масштабах и обдирают туристов, чтобы все это им показать) Риторическое отступление.

Во времена Второй Мировой Войны добыча золота встала и многие поговаривали, что золота здесь осталось больше, чем было вымыто. Но больше в промышленных масштабах золото здесь не добывается, хотя место пользуется популярностью среди любителей “геологов”. Любой может приехать сюда и попробовать намыть золота, говорят некоторым удается. Когда мы гуляли, мы видели, что местный персонал этим делом активно занимается)

Осмотрев исторические постройки и старое оборудование по добыче золота, мы прошлись по тропе к ручью Кроу (Crow Creek), а если перевести дословно - к Вороньему ручью, на этом закончив наш визит, к тому же сам музей уже закрылся, мы были последними посетителями. Далее мы спустились обратно в Гёрдвуд, где мы остановились на ночлег.

Местные называют Гёрдвуд единственным настоящим курортом на Аляске. Действительно, здесь расположился шикарный курорт Альеска (Alyeska Resort), где есть все что душе угодно - рестораны, развлекательные мероприятия круглый год, магазины, летом можно побродить по тропам к ледникам, прокатиться на воздушном трамвайчике высоко в горы, полюбоваться дикой природой, зимой - это горнолыжный курорт со всевозможным зимними забавами.

Мы прогулялись вокруг и пошли покупать билеты на трамвайчик, уж очень хотелось в горы. Продавщица предложила вернуться за билетами через 15 минут, и тогда она сможет сделать нам хорошую скидку. Так мы и сделали. И вот трамвайчик уносит нас на вершину горы Альеска. Время в пути около пяти минут, в течение которых гид рассказывает о курорте и ледниках, а затем начинает специально раскачивать вагончик - забавы ради. Когда так высоко над землей, все это не очень веселит конечно, ха ха... На самом деле можно подняться и самому, если располагаете временем, тропа относительно легкая. Наверху располагается ресторан с понарамными окнами и шикарными видами, и надо думать шикарными ценами. Мы проверять не стали и отправились осматривать местность.

С вершины открывается вид на несколько окрестных ледников, залив Тернагейм Арм и непосредственно сам курорт Альеска. Наверху оказалось ветренно и прохладно, к чему мы не были готовы, одевшись довольно легко. Поэтому мы не сталинадолго там задерживаться и скоро уже ехали вниз на том же трамвайчике. Ходят они каждый 15 минут. Побродив еще немного внизу, мы направились к нашей ночевке – крохотному, но в целом уютному, домику в одну комнату, без воды, с кроватями накиданными на скорую руку.

Горы вблизи Альески
Золотой рудник "Кроу Крик"
Домик золотоискателя
Сувенирная лавка
Горный ручей "Кроу Крик"
Рудник и окрестности
Золотой рудник "Кроу Крик"
Тропа к ручью "Кроу Крик"
Ручей "Кроу Крик"
Туман прячет ледники
На вершине
Залив "Тернагейн Арм"

11-ый день. Уиттиер, морской круиз "26 ледников"

Сегодня мы направляемся в городок Уиттиер (Whittier), откуда стартует наш однодневный круиз по фьордам залива Принца Вильгельма (26 Glacier Cruise). Дорога наша проходит мимо озера Портедж, на котором расположен одноименный ледник, один из самых посещаемых на Аляске. Когда-то его можно было увидеть прямо с дороги, но не теперь. Ледники постепенно таят, и увидеть его можно только, взобравшись по одной из троп на гору или взяв одночасовой круиз на пароходе. Мы же остановились сделать фотографии самого озера и обратно в машину, данный ледник в наши планы не входил.

Путь в Уиттиер пролегает через четырехкилометровый тоннель (Anton Anderson Memorial Tunnel). Военные продолбили его прямо в скале, когда город являлся секретной военной базой США. Проложили одну полосу движения и железнодорожный путь, для связи города с цивилизацией по суше. Тоннель работает по расписанию - полчаса идет поток в город, полчаса из города. В тоннеле мы не увидели никаких укрепляющих и сдерживающих конструкций, над тобой цельная скала. Такого мы еще не видели, впечатляюще.

Но вот мы и на месте, до начала круиза еще полтора часа, успеем прогуляться по самому городу. Сразу бросается в глаза одно единственное высокое здание вокруг которого совсем немного небольших строений, по виду хозяйственного назначения. Сперва подумали, что это отель. На эту мысль натолкнуло удивительно красивое место в котором расположился город. Оказалось это здание под названием “Begich Towers” и есть весь город. Все его жители (чуть более 200 человек) живут под одной крышей. Там же находятся и все необходимое для жизни в городе - магазины, больница, места для спорта и отдыха и так далее. По сути - это город призрак, местные либо ездят на работу в Анкоридж, либо работают здесь в порту - обслуживают летом несколько лайнеров с туристамии все.

Подошло время круиза, спешим на борт. Время круиза - 5 часов. Наш корабль - небольшой трехпалубный круизный лайнер. Две палубы закрытые с местами для пассажиров, а третья открытая и является смотровой площадкой. Наши места на втором этаже. Поднимаемся и с удивлением обнаруживаем, что каким-то образом нам достались чуть ли не самые классные места, прямо на носу корабля. Окна большие панорамные, видно все прекрасно. Хотя, как мы поняли позже, места здесь роли большой не играют, потому что с началом круиза вы можете проводить все время снаружи, что гораздо интереснее.

Когда мы бронировали данный круиз у нас, признаться, были сомнения, что, дескать, и так можно все посмотреть. Нет, нельзя. Если у вас нет собственной лодки или самолета, круиз ваш единственный шанс увидеть всю красоту этих мест - ледники сползающие прямо в океан, айсберги, природу этих мест и дикую фауну. Здесь, например, обитают морские выдры, тюлени, киты-горбачи и множество водоплавающих птиц. Нам удалось увидеть выдр и тюленей. Последние вальяжно проплывали мимо на льдине. Кто-то даже углядел медведя гризли, но тот быстро скрылся в лесах. Надо ли рассказывать какой ажиотаж это вызвало? Люди с одной стороны корабля рванули на другую, потом охали и ахали добрых минут десять, включяя тех кто медведя разглядеть не успел. Все-таки, насколько человек отдалился от естественной среды его обитания, что соприкосновение с ней вызывает у него столь бурные эмоции.

Лучше любых слов о круизе расскажут фотографии. Мы ни на минуту не пожалели о нашем выборе и сошли на берег в большом воодушевлении, еще не зная, что нас ждет впереди.

В этот день мы планировали доехать до нашей следующей точки - Энкор Поинт. Ехать три с половиной часа. Но для начала нужно выехать из города, не забыли про тоннель? По расписанию он должен был открыться ровно через полчаса после завершения круиза. Мы не торопясь сели в машину и через минуту уже стояли в очереди на выезд. Вместо пятнадцати минут простоять нам пришлось добрых два часа и потом еще минут двадцать пока дошла наша очередь на выезд. Произошла накладка - туристический поезд из Анкориджа отстал от расписания, а туристы то едут на вечерний круиз. Вот мы и ждали пока проедут они, потом пока с нашей стороны проедет грузовой поезд.

Но и на этом череда наших невезений не закончилась. Некоторые участки трассы, по которой мы ехали, были на ремонте. Дорога двухполосная и это значит, что пока ремнотируют одну, по второй осуществляется движение в обе стороны по очереди. Раза четыре нас останавливали знаком стоп и мы ждали по 10-30 минут нашей очереди. Это удлиннило наш путь раза в полтора. Приехали мы вымотанные и злые. Чудесное ощущение от круиза улетучилось и нам оставалось только лечь спать восстанавливать силы и психику.

Озеро "Портедж"
Круизный лайнер
Уиттиер
Круизный лайнер и отходящий поезд
По трассе к Хомеру
по трассе к Хомеру

12-ый день. Хомер, Николаевск

На этот день у нас не было грандиозных планов. Сперва отоспавшись, мы выдвинулись в Хомер (Homer), во-первых, посмотреть сам городок, во-вторых, купить газовый баллон для нашей портативной плитки - газовой горелки, и собственно продуктов.

Сам Хомер как город не может похвастаться чем-то особенно выдающимся, если бы не шикарный залив Качемак, на берегу которого он находится. У города начинается узкая песчаная коса, вдающаяся в залив. Коса называется Хомер-Спит, ее протяженность составляет не больше 4-х миль. Здесь и находятся все аттракционы для туристов - кафе, рестораны, сувенирные лавки и места отдыха. Также, поговаривают, в сезон здесь можно купить дешево свежую рыбу у, только что сошедших на берег, рыбаков.

Про рыбу стоит поговорить отдельно. Когда мы планировали поездку, мы конечно расчитывали, что в нашем рационе будет местная рыба. Но не тут то было. Когда мы приехали, сезон ловли рыбы уже закончился и все - рыбы нет. На прилавках есть небольшой выбор заморозки, копченой и соленой рыбы по баснословным ценам. Ассортимент довольно скудный. В Сан-Франциско, где мы жили на тот момент, тот же лосось стоил дешевле. Казалось бы парадокс - как в регионе, живущем рыболовлей в продаже нет рыбы по доступным ценам? А получается так, потому что рыболовы сдают всю пойманную рыбу крупным рыбоперерабатывающим компаниям и те уже распределяют товар по прилавкам магазинов, в том числе и на Аляске. Вот так. По-этому полакомиться рыбой нам не удалось. Под конец нашего пребывания мы наткнулись на объявление в интернете о продаже красной икры. Цена была приемлемая. Связались с продавцом, оказалось, что он торгует только по почте. Может отослать в любую точку земного шара, но приехать купить на месте нельзя, хоть мы и были в часе езды от указанного адреса.

Но вернемся к Хомеру. Мы быстро обежали всю косу, половина дверей была закрыта, так как сезон в этом году закончился. Сезон здесь заканчивается в первый понедельник сентября, в нашем случае это было 5-ое число. Этот день является праздником - Днем Труда (Labor Day). Труд, май.. только не май, а сентябрь. После данной даты перестает работать большинство аттракционов для туристов, в том числе и паром до Селдовии (старое название Сельдевой, из-за обилия сельди в окрестных водах), куда мы хотели заехать, но опоздали. Из туров остался только полет на гидроплане до места средоточения медведей. Двигаемся дальше.

Залив Кука

Николаевску, а также в целом посещению нами старообрядческих поселений мы посвятили отдельную статью. Невозможно было изложить кратко все впечатления и мысли от соприкосновения со старообрядчеством Аляски.

Со статьей можно ознакомиться по ссылке.

13-ый день. Национальная зона отдыха капитана Кука,

Кенай, Нинильчик

Выдвинувшись рано утром, мы едем на север вдоль залива Кука. Доезжаем до крайней нашей точки - национальной зоны отдыха капитана Кука (Captain Cook State Recreation Area), тихое место для единения с дикой природой Аляски. Утро раннее, идем до одного из пляжей по лесной тропе. Ощущение, что кто-то смотрит на тебя сквозь толщу леса. Сентябрь это время, когда лосось идет на нерест в реки, что привлекает не только рыболовов-любителей, но и медведей. Как раз идем вдоль реки, не хотелось бы его тут встретить.. С пляжа открывает вид на горную цепь и три действующих вулкана - Маунт-Спурр, Илиамна и Редаут (Mount Spurr, Mount Iliamna and Mount Redoubt). Отметим, что все три вулкана прекрасно видны вдоль всего западного побережья полуострова Кенай и будут сопровождать нас по пути обратно. Полюбовавшись, двигаемся к нашей следующей точке - городу Кенай (Kenai).

Город получил название от русского названия залива Кука - Кенайского залива. Кенайским русские колонисты называли залив из-за проживавшего там племени кенайцев. В конце XVIII века русские основали здесь форт святого Николая, позже построили и Свято-Успенскую церковь, также известную как церковь Вознесения Девы Марии. Храм функционирует до сих пор. Правда в день нашего визита он был закрыт, как и расположенная при храме сувенирная лавка.

Городок Кенай скорее всего бы затух, как и большинство подобных мест на Аляске, если бы не обнаруженная неподалеку нефть. Сейчас по количеству нефтяной инфраструктуры город уступает лишь самому Прудо Бэй.

Также Кенай привлекает любителей рыбалки. Мы к таковым не относимся, поэтому осмотрев храм, часовенку, местное кладбище, прогулявшись вдоль залива, мы решили двигаться в обратный путь. Вообще в продолжении нашего визита на Аляску, мы посетили несколько русских кладбищ, и почти везде вырисовывается одна картина. Русские имена и фамилии, с годами постепенно превращаются в американские. Это в целом характеризует местный процесс ассимиляции – русское уже во втором, максимум третьем поколении полностью растворяется в американском, и от первого не остается ничего, максимум фамилия. Кстати, годы жизни в среднем 70-80 лет, откуда этот миф, что раньше мало жили?

Движемся по шоссе Стерлинг к ночевке. По пути встречаются русские названия – Солдотна, Касилоф, севернее были Никис(ш)ки, Саламатоф. Внезапно замечаем еще одно русское название «Нинильчик» (Ninilchik). Съезжаем с шоссе и сразу натыкаемся на другую православную русскую церковь. Располагается она в живописнейшем месте, на обрывистом холме прямо у залива Кука, с видом на все три вышеупомянутых вулкана. Также с холма внизу видна небольшая деревенька, надо думать старое русское поселение. Храм закрыт, как и предыдущий, но по сравнению с предыдущим имеет немного увядающий вид. Кресты на куполах немного накренены в сторону. Нет уверенности, что он в принципе функционирует. Рядом небольшое кладбище, на могилах здесь высажены цветы, деревья, все цветет, очень симпотично.

Спускаемся в саму деревню. Надо сказать вид сверху был гораздо лучше. На месте мы видим, что большинство зданий заброшены (чего не было заметно с холма), стоят покосившись и гниют. Работает сувенирная лавка. Заходим в помещении, где торгуют и судя по запаху живут два американских старичка, бабулька сидит тут же и смотрит телевизор. Не увидев там ничего для себя интересного, мы выходим обратно.

Для справки: Нинильчик, также как и Кенай, является одним из старейших поселений на полуострове. В начале XIX века русско-американская кампания стала размещать здесь пожилых и инвалидов, в общем всех тех, кому по состоянию здоровья обратный путь до родины был не под силу. Затем сюда подтянулись другие русские поселенцы, в частности семья Квасникова, Осколкова, Алексеева. В 1901 году построили русскую церковь общины. После продажи Аляски большинство жителей осталось и сегодня их потомки составляют ядро сообщества.

Вид на вулкан
Ловим рыбу
Вулкан
Побережье залива Кука
Воды залива Кука
На берегу залива Кука
Пляж

Рано утром последнего полного дня на Аляске мы выдвинулись в сторону Анкориджа, откуда был наш вылет. По земле стелился туман, застрявая между горами, образовывал шапки. Недоезжая до Анкориджа заскачили в местечко под названием Potter Marsh Wildlife Viewing, где можно наблюдать скопление птиц. Приехали мы туда уже поздно около 10 утра - птиц на месте не было, чтобы их застать надо приезжать раньше утром часов в 5-7. Прогулявшись хоть так, двинулись дальше до отеля. Вернули машину. Вечером еще немного погуляли по центру Анкориджа. Вот и все. С горем пополам собрав чемоданы, утром следующего дня мы вылетели из Анкориджа домой. Казавшимся большим промежуток времени закончился.

Конечно, многое не было нами увидено - район Джуно, национальный парк Катмай, район Фэйрбанкса, район Гленналлена, Валдиз, Селдовия, Кодьяк, островная коса, что идет прямиком к берегам Камчатки, и еще многие и многие ледники и парки. И это значит только то, что в конце данного рассказа вместо одной точки будет стоять несколько...