Ноябрь 2016

КАК Я ПОПАЛ В

АНТАРКТИДУ

САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ СОБЫТИЕ НА ТОТ МОМЕНТ МОЕЙ ЖИЗНИ.

   Помните, еще в начале моего рассказа, когда я планировал поездку в Южную Америку, я все время пытался приурочить ее к какому-то событию. То к Олимпиаде в Рио, то к сезону в Антарктиде. В итоге, я ехал просто так. Олимпиада давно была позади, а сезон в Антарктиду открывался двумя неделями позже моего прибытия в Ушуайю - самый южный город на планете. Из Ушуайи выходят все корабли с территории Аргентины, следующие в Антарктиду. Часть кораблей идет с Пунта-Аренас, что находится по соседству в Чили.

   Отбросив все эти мысли, я просто решил посмотреть самый южный город на планете, пингвинов, природу и на этом успокоиться. И вот, я в Буэнос-Айресе, стою в очереди для прохождения предполетного досмотра. Позади меня в очередь встала молодая пара, говорившая по-русски. В США я бы, наверное, просто промолчал и не стал знакомиться с русскоговорящими, так как там это не в диковинку. Но ввиду того, что дело происходило в Южной Америке, то общение с нашими соотечественниками было крайне мне интересно и любопытно.

   Мы разговорились, и чуть позже мой взгляд стал улавливать целые группы людей, говоривших по-русски в одинаковой экипировке с логотипами «Первый антарктический саммит предпринимателей», «Клуб Лидеров». Мои же собеседники были в обычной «гражданской» одежде, без опознавательных знаков, поэтому их я не причислил ко всей этой компании.

  Поскольку я, мечтая попасть в Антарктиду, штудировал информацию по части российских научных кораблей, плавающих в Антарктиду, таких как академик Иоффе или академик Вавилов, то первое, что пришло мне в голову было то, что все эти люди были либо участниками какой-то российской научной экспедиции, либо причастны к работе наших кораблей и станций.

  Мы продолжали разговор, посидели вместе в баре. Я был немного обескуражен общением, компания собравшихся по всей видимости знала друг друга, но не так, чтобы это прям были коллеги. Мое появление не вызвало у них каких-либо вопросов - кто я и откуда.

  Разговор шел шутливо, непринужденно я рассказал про свой маршрут, про те варианты попасть в Антарктиду, которые я рассматривал, на что мне как бы шуткой предложили поехать в Антарктиду вместе с ними. Я сразу согласился, но внутри меня были сомнения. Поначалу я даже не воспринял это серьезно. Затем начало приходить понимание, что парни не шутили, попросили данные моего паспорта, куда-то позвонили, вписали меня в состав команды. Тут я понял, что это была не шутка. Куда, зачем и насколько они ехали мне не сказали, разговор был веселый, мне сказали, что вся компания едет в Антарктиду на весь сезон.

   Тем не менее, я отписал супруге, сказал, что планы скорее всего меняются и я плыву в Антарктиду, тогда я уже не был уверен ни в чем. Попросил проверить ее, что это за «Первый антарктический саммит предпринимателей». Куда, зачем и на какой срок они едут.

   Связь в аэропорту была плохая - я пользовался только публичным интернетом, и ответы на вопросы я получил только когда мои новые знакомые уже сели в свой самолет. Мой вылетал сорока минутами позже. Мне дали инструкцию, куда мне нужно прибыть и название корабля. Времени было в обрез. Прилетал я в 6 вечера, а уже в 9, корабль выходил из порта.

   У меня с собой был только рюкзак наполовину забитый техникой. С теплыми вещами было туго - из более менее теплого были одни штаны и ветровка, ведь я ездил летом по южным широтам и не думал, что попаду в холод.

   Прилетев в аэропорт Ушуайи, я встретил всех своих новых знакомых. Они все еще получали свой багаж и готовились к посадке на автобусы. Я примкнул к ним и через пару часов уже был на корабле. Мне нашли место в каюте, оформили как пассажира и в 9 вечера корабль отплыл от причала. Только в этот момент я понял, что все это действительно правда и я плыву в Антарктиду!

  Я не знаю, то ли это судьба, то ли рок. Но даже сейчас мне кажется невероятным то, что ряд случайностей, сложившихся в той ситуации, помог мне попасть в Антарктиду. Во-первых, на тот момент сезон еще официально не был открыт. Он открывался двумя неделями позже. Данный рейс был чартерным, именно поэтому его проводили до начала основного сезона. Во-вторых, парень с которым я оказался в очереди в аэропорту был не кем иным, как организатором всего этого мероприятия, владельцем Юниаструм банка и центра стратегического развития, Артем Аветисян. Каким-то неизвестным мне образом я оказался в очереди с человеком, который действительно мог принимать решения, о том взять меня на борт или не взять. По факту я оказался в нужном месте в нужное время и в компании нужных людей. Я могу назвать это не иначе как чудом! Для меня это сродни выиграть в лотерею, хотя в нее я как раз таки никогда не выигрывал.

  Итак, корабль вышел из порта, вечером нас ждало общее собрание по части техники безопасности, после ужин и долгий сон. Ведь вся наша копания, за исключением меня, прилетела прямиком из Москвы, сменив много часовых поясов и проведя долгие часы в самолете. Большинство выключалось прямо на инструктаже по технике безопасности.

  Расскажу немного об экспедиции, участником которой я волею судеб стал. «Клуб лидеров» систематически проводит различные мероприятия, в том числе и спортивного характера, в ходе которых происходит более активное взаимодействие бизнеса с различными сферами жизни общества - социальными, политическими и т.д. Члены клуба покоряли Эльбрус, практически покорили пик Винсона - высшая точка Антарктиды, откуда был, кстати, прямой телемост с В.В. Путиным. Помимо этого клуб выпустил ряд телепередач, например, «Агент бизнеса». Для меня общение с участниками данного клуба было как глоток свежего воздуха после долгого времени вдыхания выхлопов. Объясню почему.

 Восемь лет я прожил в США, где среди русского сообщества витают преимущественно русофобские настроения. В России все плохо и вообще там «КГБ продолжает за всеми следить», людям «вот-вот еду по талонам выдавать начнут» и т.д. Я сейчас не буду вдаваться в анализ природы данных суждений, если будет интерес у читателей, напишу отдельную статью на тему «Почему наши соотечественники - иммигранты так ненавидят своих соплеменников и Родину в целом».

  В данной компании с людьми было приятно общаться, все они делали бизнес в России, часто сами бывали за рубежом и иллюзий по поводу заграницы не испытывали. Более того, многие из них вообще не имели никаких проблем с нашими чиновниками, не давали взяток и говорили, что делать бизнес в России не сложнее, чем в другой стране.

  Я, на тот момент, был в финальной стадии переезда из США в Россию и от своих знакомых слышал только возгласы недоумения. Меня с супругой вообще считали, да и считают больными, ведь все наоборот рвутся на Запад. Где-то на форумах мне даже написали, что я нелегал, неудачник, белый мусор (white trash), поэтому и бегу обратно. Однако, в данном обществе меня не только никто не подкалывал или недоумевал о моем решении, а наоборот колко подмечали некоторые особенности жизни в США, с которыми мне приходилось мириться годами, проживая там.

  Компания была неоднородна. Люди из разных сфер деятельности, разных возрастов и разного уровня дохода. Часть участников отбиралась на конкурсной основе по всей России. Люди, приехавшие на саммит, имели не только работающие бизнесы, но и свое видение будущего, идеи и варианты дальнейшего развития.

  По дням я наше плавание рассказывать не буду. В целом скажу, что пока я находился на корабле, я всецело занимался тем, чем занимались все члены клуба. Проводились различные семинары, тренинги, предполагающие аналитическую и творческую работу. В общем, скучать нам было некогда, при этом при всем, просто поглазеть на океан, подышать свежим воздухом и прогуляться по палубе времени тоже было предостаточно.

  Шла активная подготовка к высадке на российскую антарктическую станцию Беллинсгаузен, а также к проведению прямого телемоста с В.В. Путиным. Велась активная групповая работа, в ходе которой участники обменивались опытом ведения бизнеса. Говорили, как об успехах, так и проблемах, делились курьезными и просто смешными историями. В качестве примера, перескажу парочку из них.

  1. В офис одной томской компании, которая занимается разработкой программного обеспечения, приходит письмо из Лондона. Человек, наш с вами соотечественник, проживающий в Англии, прислал фотографию своего правонарушения на дороге, направленную ему полицией Лондона. Внизу фотографии надпись на русском языке, гласившая, что данная программа используется без оплаченной лицензии. Человек просил наказать полицию за использование пиратской версии программы, злясь на то, что ему выписали штраф в то время, как сами противозаконно пользуются пиратским софтом. Компания сделала официальный запрос и вопрос со штрафом был закрыт.

  2. Парень работал в компании, которая занималась производством удобрений. В его обязанности входило продвижение данного продукта на рынке стран Южной Америки. Само по себе удобрение не отличалось от аналогов конкурентов ни по составу, ни по цвету, ни по цене.

Компания открывает в Колумбии новый завод. Там при производстве удобрения используют тот же состав, однако случайно пересыпают соды, за счет чего, цвет у готового продукта становится значительно светлее - практически белого цвета. Выходят с товаром на рынок.

Фермеры, закупщики гораздо более охотно стали брать удобрение именно этой компании. Просили и просили белый «колумбийский» (тут все посмеялись), хотя это удобрение кроме цвета, ничем больше не отличалось от аналогов.

Так лишь смена цвета удобрения позволила компании захватить 25% рынка, без всяких реклам и маркетинга.

  А теперь вдумайтесь, сколько из нас покупают более дорогие товары, скажем, стиральные порошки, только потому что в них есть голубые гранулы или пасту, потому что из тюбика она выходит триколором или масло, обогащенное витамином Е тогда, когда его нет разве что только в моторном.

  Но продолжим. В рамках саммита нам читали интересные лекции по биологии и экологии, как общие, так и в частности по Антарктиде. Рассказывали про жизнь на полярных станциях и т.д. В команде корабля были российские полярники. Один из них является бывшим начальником нескольких экспедиций на Белинсгаузен, действующим сотрудником Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. К сожалению, имени я не запомнил.

  Расскажу немного про наш корабль, экипаж и маршрут следования. Корабль ходит под флагом королевства Дания и принадлежит компании Oceanwide Expeditions, которая приобрела его в 2004 году. Теплоход ледового класса - «Планциус» (Plancius) был построен в качестве океанографического исследовательского судна для Военно-морского флота Нидерландов в 1976 г. После покупки корабль переоборудовали под гражданское судно. На сегодняшний день исследовательское судно «Планциус» полностью модернизировано, и его с уверенностью можно назвать комфортабельным пассажирским теплоходом ледового класса, полностью отвечающим всем требованиям SOLAS (международная конвенция по охране человеческой жизни на море).

 Судно полностью оснащено и подготовлено для экспедиционных круизов: на борту полный комплект надувных лодок Зодиак, каяки. К услугам участников экспедиций имеется оборудование для дайвинга. Имеется два трапа, что значительно ускоряет процесс погружение пассажиров в Зодиаки для высадок на побережья или прогулок.

  Экипаж:

  • Капитан судна (всего их два): оба русские.

  • Технический персонал: русские, украинцы, болгары.

  • Обслуживание: филиппинцы.

  • Менеджеры: датчане.

  • Сопроводительный технический персонал: русские, шотландцы, британцы.

  Летом - привычные нам летние месяцы, корабль работает в Северном Ледовитом океане, а затем уходит в южное полушарие, где лето приходит с ноября по март, и сезон плавает в Антарктиду из Ушуайи.

  Я, тем временем, на корабле и мы плывем в Антарктиду. С прохождением пролива Дрейка нам повезло, по шкале Бофорта высота волн достигала максимум семи баллов, а в среднем было не выше пяти-шести. Даже при этом, большинство сидело на таблетках и пластырях от морской болезни. Я первые пару дней терпел, но в итоге все-таки сдался. Сначала таблетки, а затем и пластыри пошли в ход. Но длилось это не долго, поскольку побочные эффекты перебили даже морскую болезнь. Постоянная неприятная сухость во рту, как на утро после пьянки, были для меня гораздо более невыносимыми чем тошнота от качки.

  Помимо силы волн есть еще шкала силы ветра. Бывает, что и волны не сильные, но ветер добавляет свои 5 копеек. То же самое, что происходит при сочетании мороза и ветра. В безветренную погоду -50 по Цельсию переносится легче нежели -25 при сильном ветре. А если еще добавить влажность и близость к морю, то там опять может все перевернуться с ног на голову.

  Интересен сон на корабле. Лежишь, судно качает, ты то головой втыкаешься в верхнюю стенку кровати, то ногами упираешься в нижнюю стенку. Как катаешься сам, так и все по аналогии происходит внутри тебя. Чувствуешь, как в животе все переливается туда-сюда.

  Спросите, как переживают этот период пассажиры? Плохо. Пакеты, те, что лежат в спинках кресел самолетов, расположены на корабле повсюду через каждые 15-20 сантиметров. В коридорах вдоль стен, в каютах, в туалетах и всех остальных помещениях.

 Привыкнуть к болтанке практически невозможно, морская болезнь либо есть, либо ее нет. В разговоре со вторым помощником капитана, я узнал, что он вообще не переносит морскую болезнь, так он только пластырями и спасается. Вот же выбрал себе профессию.

  Уровень качки зависит от размера корабля. В маленькой яхте болтать будет больше всего, в то время как на лайнере те же самые волны могут быть и вовсе не заметны для пассажиров. Но на лайнере есть и свои минусы - число пассажиров велико, а следовательно высадки на берег происходят реже. В результате ты увидишь меньше, чем, если бы ты плыл на малых судах, которые легко могут подойти к интересным объектам и делать по несколько вылазок на берег за день.

 В общем, если есть желание сидеть в комфорте, то либо лайнер, либо дома перед большим экраном с фильмом об Антарктиде. Хотите реально увидеть и прочувствовать дух Антарктики, выбирайте более мелкие суда.

 С учетом того, что средний билет стоит от 6000 тысяч евро и выше, надо понимать, что большинство путешествующих, это люди возраста выше среднего. Для разных стран цены разные, как и с авиабилетами и всем прочим, кому-то пол цены, а кому то и две заряжают. Максимальную стоимость платят люди из передовых стран, скажем, американцы.

  Я при подготовке путешествия находил цены от 9 тысяч долларов, хотя при желании можно найти и за 5-6 тысяч. Есть так же авиатуры. Про них мало интересовался и не знаю практически ничего.

  При старом курсе доллара в 29-34 рубля за единицу, цены для россиян не такие уж астрономические были. Насколько я помню в Доминикану путевка стоила половину этой стоимости за недельный тур лежки тюленем в отеле. А вот для американца, что до разницы курса, что после, 6-9 тысяч долларов всегда были большими деньгами.

  Другой вопрос, что стремиться с «севера Северного полушария» на «север Южного полушария» для русского было бы очень странно. Люди, проживающие в холодном климате, хотят лета и жары. Хотя большинство и российской то зимы не видали, как чуда природного явления. Зима для некоторых - это нечищеные дороги и невозможность одеть красивые платьица. Хотя канадцы и американцы поступают точно также даже просто потому, что отдых на юге всегда был более дешевым. Практично и визуальное разнообразие выше.

  Отдельно хотел бы рассказать про наш обеденный столик. Как-то так получилось, что в первый же день я сел за стол, где было несколько знакомых друг другу людей, но также были и новые. В ходе беседы мы познакомились и нашли общий язык. Темы поднимались различные, большинство прекрасно говорило на нескольких языках, поэтому в дальнейшем нашими компаньонами становились и сотрудники корабля - доктор, женщина родом из Германии, прекрасно понимавшая нас ментально; 86-ти летний шотландец, любивший появляться в килте (шотландская мужская юбка).

 В результате, к нашему столику всегда пододвигались дополнительные стулья или даже сдвигалось несколько столов вместе. С одной стороны, потому что люди в нашей экспедиции были открыты для общения, имели опыт и интересные истории, а с другой стороны  могли свободно говорить на нескольких языках и имели большой багаж знаний для ведения бесед на различные темы. Каждый вновь подсевший не просто становился слушателем наших бесед, но и активно атаковал нас вопросами, да и сам охотно раскрывался перед слушателями, вовлекаясь в общий ход дискуссии. Уверен, что нечто похожее происходило и за соседними столиками.

  Я был очень хорошо принят в компанию. Если для участников этой экспедиции все началось задолго до самой экспедиции и они были подготовлены морально и технически, то мой поступок казался им просто сумасшествием. Один из членов экспедиции - журналист газеты Коммерсант Алексей Боярский, даже сравнил меня с Жаком Паганелем из романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта», случайно оказавшимся не на том корабле. Ведь у меня не было даже теплых вещей. Со мной поделились ими в дальнейшем - выдали костюм «Oceanwide Expedition», который можно было смело надевать на голое тело, потому что даже в минимальной одежде мне было в нем очень жарко. Более того он был энергоэнертным и водонепроницаемым. То есть в холодной воде в нем я бы продержался вместо максимальных 15-ти минут, несколько часов спокойно, пока бы вода не залилась мне через воротник и резинки на штанах.

  За время поездки было сделано четыре высадки на берег. Первая и самая длительная была произведена на российскую станцию Белинсгаузен. Накануне высадки на корабле была организована встреча с нашими и с зарубежными  - китайскими и чилийскими, сотрудниками станций, находящихся на острове Ватерлоо, он же Кинг Джордж. Они прибыли к нам на совместный ужин.

  Наш столик был занят постояльцами и мы, как обычно, с радостью, придвинули еще несколько стульев. Так у нас оказалось 2 новых члена нашего «клуба обеденного стола» - это врач и системный администратор нашей российской полярной станции.

 Парни были как «злой и добрый полицейский». Один говорил охотно, второй больше молчал, один пил, второй нет ну и т.д. Они рассказали нам про жизнь на станции, про то, как попали туда. Врач вообще «мотал» второй год. Вахта у них длится 1 год, он остался на второй. От него мы узнали, как все завозится на станцию, про медикаменты, про наиболее распространенные заболевания, с которыми к нему обращаются, про то, что он также лечит и сотрудников соседних станций, про то, как самостоятельно по книжкам освоил профессию стоматолога, хотя сам по образованию он хирург и много еще чего интересного.

  Станция Беллинсгаузен считается самой северной, то есть самой ближней к России отечественной станцией. На станции постоянно работают 8 человек для обслуживания ее деятельности. В 2004 году стала действовать православная церковь Святой Троицы - единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде. В 2013 году станцию посетила рок-группа Metallica, а в 2016 году я и Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.

Церковь Святой Троицы охотно посещают сотрудники соседних станций и даже принимают православие. Вообще жители южноамериканских стран не менее религиозные, чем россияне.

  На следующий день все участники экспедиции отправились на берег, кроме меня и еще нескольких человек. Меня не взяли, как мне виделось, из-за того, что готовился телемост с президентом России, вещь весьма ответственная, вся экспедиция долго планировалась, и мне там просто было не место. Шутки шутками, а цели поездки были более чем серьезные и деньги вложены немалые. У меня элементарно не было той красной куртки, чтобы слиться в толпе, а моя ярко оранжевая с отражателями выделялась на общем фоне, и я бы мог просто по случайности испортить весь кадр.

  Находясь на корабле, я не скучал, тем более, что полностью он не опустел. Некоторые организаторы и модераторы, а также экипаж оставались на корабле, и можно было весело скоротать время. Повторюсь, что люди принявшие участие в поездке, сплошь до единого были неординарными личностями и общение с каждым было интересным. Я, конечно, немного расстроился, ведь вчерашние мои новые знакомые со станции Белинсгаузен, ждали меня там, мы договорились встретиться и они обещали показать мне станцию.

  Но тут время очередному чуду, либо милости организаторов. По возвращении всех на борт, часть палаток и аппаратуры осталась не запакованной на берегу. Люди провели весь день, начиная с 6 утра, в полевых условиях и сильно устали. Меня попросили помочь. То ли это была случайность и люди, которые меня позвали, просто не знали, что меня не пустили на берег, то ли дали все-таки шанс побывать там после всех официальных мероприятий. Ведь за время поездки я работал наравне со всеми и стал полноценным членом команды.

  Через 10 минут я был во всеоружии, а через полчаса уже на станции. Почти все было сделано сотрудниками станции и частью ребят, оставшихся на берегу, поэтому я, встретившись с моими вчерашними друзьями, отправился осматривать станцию. Моей помощи там особо и не требовалось, разве лишь первые минут 20, после все остальное делала техника. Кстати, экскаватор погрузчик, с помощью которого мы отвозили все к лодкам, был подарком губернатора «не помню какого региона», который побывал в свое время на станции.

Мне показали хирургию, все административные здания и остальные помещения. Более того, я, наверное, единственный, кто проштамповал свой загранник всевозможными штампами на станции, ведь мне не нужно было возвращаться после в Россию, где подобные неофициальные отметки могли бы послужить отказом во въезде, поскольку считается, что документ испорчен. К сожалению, по итогу, уцелело немного, так как однажды в России я попал под дождь, намочил паспорт и большая часть печатей растеклась, но тем не менее памятное фото и размытые штампы остались.

  А так большинство изначально отказалось от этой идеи, их проинформировали, что могут не впустить в Россию. Поскольку для меня одного проводили экскурсию, в особом порядке мне вынесли все печати, что хранились на станции. В церковь я подниматься не стал. Вот и еще одно маленькое чудо свершилось на моем пути.

  В ходе 2-х дневной стоянки у станции был проведен прямой телемост с президентом России В.В. Путиным, после чего наш корабль отправился с островов Короля Джорджа на континентальную часть Антарктиды.

 

  Подводя итоги встречи с нашими и с зарубежными полярниками, а также в целом с людьми, имеющими отношение к работе на станциях южного континента, надо сказать, что романтики там мало. С одной стороны дружественность всех, живущих там, вне зависимости от национальности, а с другой интересы государств, готовых в любой момент вступить в схватку за не поделенные земли и ресурсы. Об этом открыто говорится в российских СМИ, открыто висят карты на других станциях, где та или иная страна расчерчивает границы территорий, которые, по ее мнению, ей принадлежат.

  На широкую ногу работает туризм, на чилийской станции есть горнолыжный курорт с подъемником и всей инфраструктурой, на американских станциях бары, клубы, китайцы выращивают овощи в теплицах капельным методом без использования почвы и завозят различное оборудование для тестирования в экстремально холодных условиях. А что Россия? А у нас там ничего не развивается, все станции работают на минимальной нагрузке, без реализации каких-либо проектов.

  Наши капитаны и специалисты работают на зарубежных туристических кораблях, наши пилоты летают на зарубежных самолетах, которые Россия даже нанимает за отсутствием собственного полярного авиафлота. На Белинсгаузене, к примеру, россияне - это весь технический персонал и один метеоролог, а вот, скажем, орнитологи были на тот момент немцы, океанологи - тоже иностранцы. Если вы вспомните ту историю про подземное озеро в районе российской станции Восток и про наших бурильщиков, так там тоже все делается на зарубежное финансирование, поскольку в начале 2000-х (или даже еще в 90-е) государство закрыло финансирование.

  Русские сегодня выполняют только какую-то техническую физическую работу, обслуживая чужие научные, экономические и политические интересы. Именно поэтому и проводился данный саммит предпринимателей на территории Антарктиды, чтобы привлечь внимание к проблемам наших станций в Антарктиде, как государства, так и бизнеса. Повернуться лицом к нашему великому прошлому советского периода изучения Антарктики. Вспомнить, что именно мы стали первооткрывателями этого континента,  принять этот опыт и выйти с рабочими решениями - политическими, научными, а также в области бизнеса, и занять должное место в истории этого континента.

  Конечно, у нас нет нужды тестировать там свое оружие или спецтехнику, ведь у нас есть свои, не менее экстремальные полярные территории, где, я уверен, наша армия точит свои навыки, а наука проводит тестирования техники и новых изобретений. Однако цивилизованный мир давно уже воюет не оружием, а информационно, патентами, зонами экономического присутствия, разработками, внедренными в реальную жизнь, специалистами, способными выполнять любые задачи, поэтому, конечно, нужно расширять зону своего присутствия как количественно, так и качественно на Антарктическом континенте. Тем более у нас есть для этого все необходимое.

 Последующие 2 высадки были более короткими, но не менее яркими, ведь здесь нам уже показывали нетронутые цивилизацией участки антарктического побережья. Мы посетили 2 участка берега, занятого разными видами пингвинов.

 Хотел бы немного остановиться на том, как происходят высадки на берег. Напомню, что Антарктида не принадлежит ни одному государству, а, следовательно, там не работают законы тех или иных государств. Есть общие положения экологического протокола к Договору об Антарктиде, но вопросы туризма там не рассматриваются. Существуют рекомендации по вопросам туризма и деятельности негосударственных организаций в Антарктиде - так называемое «Руководство для посетителей Антарктиды».

 Компании туроператоры организовали Международную ассоциацию антарктических туристических операторов (International association of Antarctic Tour Operators), для обеспечения безопасности и повышенной экологической ответственности среди организаторов туров в Антарктиду. Неисполнение этих требований влечет за собой потерю лицензии. Как вы понимаете, смотрят за вами внимательно и реагируют быстро. К примеру, нам запрещалось подходить к пингвинам и прочей живности менее чем на 3 метра, но сам пингвин может к тебе подойти. Они конечно не стремились делать этого, людей все-таки они опасаются, просто на базе инстинкта самосохранения. За этим строго следили.

  Как сказал нам наш шотландский друг, хуже всего китайцы, их реально оставляют на корабле, поскольку они не понимают ни запретов, ни ограничений, ни даже прямых угроз о дальнейшем запрете на высадку на материк. Кстати, весь мусор с нашего корабля, а также все сточные воды с продуктами нашей жизнедеятельности, мы увезли с собой. В море с корабля ничего не выбрасывается и не сливается.

  Во время высадки, сначала высаживалась группа экипажа корабля с экипировкой и запасом продовольствия на двое суток. Все это делалось для безопасности туристов, так как погода быстро менялась и бывало, что последние люди покидали берег уже в сильные волны. Теоретически они могли легко не успеть вернуться на корабль в случае дальнейшего ухудшения погоды.

 Отношения к правилам и рекомендациям о поведении на континенте у представителей разных стран разное. К тому же, находясь на станции того или иного государства, на тебя распространяются законы этого государства, но только в пределах данной станции. На русской станции Белинсгаузен можно было и подергать и морского льва за хвост, что вызывало молчаливое недовольство наших зарубежных коллег, но сделать они здесь ничего не могут, так как мы на своей территории.

 Доктор нашей станции рассказал мне следующую историю. По зиме они копают траншеи в снегу, чтобы ходить было удобнее. В этих самых траншеях очень любят лежать морские львы. Зачастую они заполоняют всю тропку своими тушами. Выхожу, говорит, с утра - а они лежат там всем табуном, мне новую траншею копать полдня что ли? Конечно нет, ходим прямо по ним, они конечно там возмущаются, но не уходят, терпят.

Капитан нашего корабля рассказал другую историю. Разговор изначально зашел за квадрокоптер. Говорит, пускать их можно, нужна лишь бумажка с разрешением от любого человека, официально представляющего твою страну на континенте или имеющего к Антарктическим программам хоть какое-то отношение. Для других стран - это будет законом.

 Дальше он рассказывает - сижу, говорит, с удочкой, рыбачу для себя. Подбегает этот шотландец 80-ти с лишним лет и говорит - ты не имеешь права рыбачить в водах Южного океана у побережья Антарктики. Ты нарушаешь биологический баланс и разрушаешь природу. На что наш капитан показывает на горизонт и говорит, а вон там рыболовецкий сейнер вытаскивает сетями десятки тонн рыбы, он не разрушает биологический баланс и не разрушает природу? На что шотландец отвечает, да, но у него есть лицензия! Наш капитан говорит, так значит дело не в ловле рыбы, а в том, что я не заплатил?

 Вот вам и разница в вопросе сохранения природы, а может и схожесть. Удочкой и для себя нельзя, зато сетями ловить тонны рыбы на продажу, это нормально, ведь ты же заплатил за лицензию. Сруби дерево и тебе дадут штраф, загрязни сотни километров радиацией - государственная политика с дотациями, и молоко «за вредность» тысячам рабочих, убивающим себя, ради обогащения других.

  Двигаясь вдоль побережья Антарктиды, нам был поведан рассказ о шведской антарктической экспедиции 1901-1904 годов, события которых происходили как раз недалеко от нашего, на тот момент, местонахождения. Чтобы сухо не пересказывать историю, беру текст из Википедии. Нам рассказывали все то же самое, единственное, что еще показывали на карту и в окно.

  Итак, шведская антарктическая экспедиция (1901-1904) - экспедиция под руководством Отто Норденшельда и Карла Антона Ларсена. Последний, как наиболее опытный к тому времени полярный исследователь, принял на себя командование экспедиционным судном «Антарктика». Корабль вышел из Гётеборга 16 октября 1901 года и после продолжительного плавания 9 февраля 1902 года стал на якорь около острова Сноу-Хилл.

  На остров были высажены руководитель экспедиции - Норденшельд и пять его спутников. Они организовали зимовочную базу и до следующего лета занимались различными научными исследованиями.

  В конце февраля «Антарктика» оставила партию и вернулась на Фолклендские острова, на которых провела зиму. В ноябре Ларсен отправился за зимовщиками, однако из-за сложной ледовой обстановки не смог пройти до острова Сноу-Хилл Антарктическим проливом, открытым в предыдущую навигацию. 29 декабря, после многочисленных попыток пробиться на восток, Ларсен высадил в заливе Хоуп-Бэй троих участников экспедиции (Андерссона, Дузе и Торальфа Грюндена), которые должны были пешком добраться до базы Норденшёльда и предупредить его о возможной задержке судна. Сам он взял курс на северо-восток, чтобы обогнуть Антарктический полуостров и попробовать подойти к Сноу-Хилл с северо-востока.

 Обогнув полуостров, «Антарктика» оказалась зажата паковыми льдами в заливе Эребус и Террор и 12 февраля 1903 года затонула. 28 февраля команде удалось добраться до острова Паулет, на котором под командованием Ларсена была организована зимовка.

  С наступлением весны 31 октября Ларсен и пятеро моряков отправились на спасательной шлюпке на остров Сноу-Хилл и 8 ноября воссоединились с зимовщиками. Троим участникам, высаженным в заливе Хоуп-Бэй также пришлось перезимовать, и они смогли добраться до Норденшёльда лишь незадолго до прибытия самого Ларсена. В тот же день шведская экспедиция была спасена аргентинским спасательным судном «Уругвай». 14 человек команды затонувшей «Антарктики» забрали с острова Паулет спустя четыре дня. Так, чудесным образом вся команда, раскиданная по побережью Антарктиды, воссоединилась вновь.

   Последняя четвертая высадка была произведена на остров Полумесяца (Half Moon Bay), что расположен на Южных Шотландских островах. На острове располагается аргентинская станция «Argentine Camara Base», которая на момент нашего посещения имела статус замороженной.

  За день нахождения на берегу мы посетили данную станцию и совершили массовое купание в водах Южного океана. Статус «замороженная» значит, что она по факту просто заброшенная. В свое время Чили и Аргентина активно строили на территории Антарктиды станции, чтобы в случае раздела этой территории после окончания моратория, претендовать на более крупные куски. Я лично видел карты, на которых уже нарисованы неофициальные границы территорий, на которые претендуют те или иные страны. В Википедии есть карта под названием Chilena Antarctica, то есть Чилийская Антарктида. Впрочем, тоже самое делают и другие государства. Содержать станции довольно дорого, ликвидировать тоже довольно затратный процесс. Поэтому самое простое решение - заколотить окна и двери и объявить, что станция заморожена до лучших времен, откроется, когда в ней возникнет необходимость. Ведь это реальный инструмент для территориальных претензий в будущем.

  Тем же вечером была проведена торжественная встреча всех участников экспедиции и экипажа. Было много речей благодарности и комплиментов. Также были вручены сертификаты, что мы прошли пролив Дрейка и совершили высадку на побережье Антарктиды. Я, как участник экспедиции, получил свой сертификат.

 Обратный путь мы проплыли в большую качку, но, тем не менее, успешно. Плывя обратно, мы увидели несколько лайнеров на горизонте, идущих в сторону Антарктиды. Сезон был открыт, а мы возвращались обратно мимо мыса Горн обратно в город Ушуайю.

  В порт мы прибыли уже затемно и вся орава с корабля кинулась на берег в местные бары и рестораны в поисках крабов. Представляю, с какой радостью и гамом после долгих и опасных плаваний раньше команды сходили в портах и атаковали местные питейные заведения. Члены нашей экспедиции в своих красных куртках были видны и слышны по всему городу. Я в свое время работал в ресторане морепродуктов в штате Мэн и переел этих самых крабов, так что не особо горел желанием их найти. Помню даже, как мне на работе запрещали жарить себе мясные бургеры, предлагая взамен питаться лобстерами, поскольку они были дешевле. В общем, лобстеры и гребешки с мидиями были у меня на завтрак, обед и ужин несколько месяцев подряд.

  Пока все бегали небольшими группами по ресторанам в поисках крабов, которых нигде не было, я решил присоединиться к одному парню из команды нашего корабля, родом из Одессы. Он посоветовал мне запеченного на углях ягненка, которого подносили на специальном блюде, подогреваемом углями. Мы разговорились, позже к нам присоединился капитан нашего корабля, который перед этим по традиции их коллектива отметил удачный рейс в кругу команды.

  Люди интереснейшие, разговор как-то потек в русле, как кого так жизнь закинула на другую сторону мира и кто как выбрал свою профессию или, в моем случае, хобби. Надо сказать, что с капитаном корабля я много говорил и во время плавания. Капитанская рубка была открыта большую часть времени и любой желающий мог прийти и посмотреть, как управляется корабль, члены экипажа охотно рассказывали, что они делают, что как работает, а также просто интересные истории из прошлых плаваний. Самый часто задаваемый вопрос, как вы могли догадаться, был про Титаник и айсберг и наши шансы повторить его судьбу.

  Я же больше расспрашивал капитана, который, как выяснилось, тоже в детстве взахлеб читал романы про путешествия. Спрашивал про систему, применяемую сегодня на море - сохранились ли сажени, кабельтовы, склянки и прочие морские термины. Расспрашивал про традиции, существующие сегодня у моряков, суеверия и приметы. К примеру, как они празднуют проход Экватора, где предпочитают отдыхать в отпуске - на море или подальше от него, как выяснилось, большинство на речке в лесу, подальше от моря.

  Сейчас всего не вспомню, как понимаете, я вообще не вел дневника путешествия, а уж душевные разговоры под хмельные напитки и вообще не смогу вспомнить детально, осталось только общее приятное впечатление. Вскоре мы были уже окружены кучей людей с нашей экспедиции, тщетно искавших крабов. Они увидели капитана и решили присоединиться к беседе. Ведь до этого капитан был доступен только находясь на работе, а тут неформальная обстановка, совсем другая атмосфера.

  Все участники саммита вылетали на следующий день чуть позже меня в Буэнос-Айрес, а потом обратно в Россию. Я же приобрел билет до Кордовы, откуда продолжил свой путь в ПАРАГВАЙ И ДАЛЕЕ на север.

 Так прошло мое путешествие в Антарктиду, которое я по праву могу назвать самым удивительным, невероятным и необъяснимым событием, какое я когда-либо имел на тот момент.

Автор: Александр Лисов

© LisovTravel

Блог о путешествиях.

Все права защищены.

Подписывайтесь
  • ГРУППА ВКОНТАКТЕ LISOVTRAVEL
  • канал на youtube LisovTravel