12 декабря - 20 декабря 2016

КАНАДА

АВТОПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШТАТАМ АЛЬБЕРТА И БРИТАНСКАЯ КОЛУМБИЯ В КАНУН РОЖДЕСТВА.

ВИДЕООТЧЕТЫ

ДОРОГИ

Предлагаем вам прокатиться по дорогам Канады, вглубь страны через горные перевалы, бескрайние леса, озера и реки в нашей компании.

Не забудьте пристегнуться!

ПРИРОДА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Мегаполис-гигант Ванкувер и окружающая его природа в коротком красочном видеоролике.

   Начнем с того, что желание посетить Канаду возникло у меня очень давно. Случилось это довольно спонтанно. Выпив одним декабрьским вечером, я просматривал цены на аренду жилья и машины на рождественские праздники и понял, что если и ехать, то до Рождества (а не в сам праздник, когда цены подскочат вдвое, а то и втрое). Возможность улететь дешево заканчивалась через неделю. Пришло осознание, что это мой последний шанс в ближайшие годы увидеть Канаду перед нашим большим переездом в январе. На часах было 9 вечера, когда я купил билет на 8 утра следующего дня. На сборы оставались считанные часы.

   Был составлен примерный маршрут - несколько хаотичных точек на карте. Хотелось посмотреть не только города, но и природу, что затруднительно, потому что зимой все выглядит как белый лист. Поэтому искал я в интернете именно зимние туристические места, так у меня на карте появились точки национального парка Банф и Джаспера.

   Причина по которой меня тянула Канада - это постоянные разговоры о том, как там хорошо и прекрасно. Причём без каких-либо фактов и аргументов, просто нравится, а что именно - об этом ни слова. Я к этому относился и отношусь скептически. Из моей практики, люди всегда смотрят в сторону каких-то тридевятых государств, где якобы молочные реки и кисельные берега.

   Так вот, Канада для многих американцев (впрочем как и россиян) является именно таким местом, в меньшей степени Германия. В памяти всплывают придорожные рекламные щиты в пору предвыборной гонки в США, на которых поверх изображения Трампа и Клинтон шла надпись «Переезжаете в Канаду? Мы поможем продать вашу недвижимость». Последние выборы в США можно назвать безальтернативными, по сути люди выбирали (звучит немного коряво для американской системы непрямых выборов, где люди напрямую не выбирают президента) из двух зол меньшее, ни один из кандидатов не устраивал кого бы то ни было в полной мере. Поэтому Канада на данном плакате - как бы последний спасительный причал, куда можно сбежать от разваливающейся американской экономики. Вот и мне захотелось посмотреть, что же такого особенного в этой самой Канаде.

   За пользование кредиткой у меня накопились бонус мили на авиаперелеты, но компанией, которая летает только внутри США. Поэтому маршрут мой сложился из двух кусков. Первый - это авиаперелет из Сан-Франциско в Сиэтл за бонус мили, второй - это четырехчасовой путь автобусом из Сиэтла в Ванкувер.

   На границе возникли первые трудности. Я изначально переживал, что они могут быть, так как на тот момент срок годности моего заграничного паспорта истекал через пять месяцев. Требование по сроку годности паспорта общее для большинства стран (если не для всех) - на момент выезда из страны он должен быть действительным не менее шести месяцев, иначе пограничник вправе отказать во въезде.

   Однако вопросы ко мне возникли совсем по другому поводу. Дело в том, что такой маршрут, как у меня, для рядового канадского, да и американского пограничника покажется нелогичным, а значит подозрительным. Есть прямые перелеты из Сан-Франциско (далее СФ) в Ванкувер, что выйдет дешевле, либо так же, чем разбивать путь как я это сделал, но с условием что вы платите живыми деньгами, не бонус милями. В общем, офицер увидел во мне трудового мигранта, который в его представлении ездит из СФ в Канаду на заработки (ха-ха-ха). После продолжительного детального расспроса о целях моего путешествия, вопросах личного характера, проверки моих броней, билетов, пригрозив тем, что мне нельзя работать на территории Канады, он все-таки меня пропустил.

   Когда я добрался до отеля в Ванкувере, было уже темно. Пока увиденное мной не особо отличалось от пейзажей северных штатов США, в частности городов штата Новой Англии или того же Сиэтла. Ничего нового я для себя пока не отметил, кроме требования двух видов фотодокументов и удержание депозита при аренде отеля. Как будто я приехал в страну, кишащую мошенниками, где закон не защищает бизнес.

   ВАНКУВЕР

 

 На следующий день с утра пораньше я отправился в центр города. Путь от моего отеля составил около двадцати минут. Первым делом направился к смотровой башне Харбор центра (Harbour Center). Стеклянный лифт унес меня на самый верх, откуда открывается замечательный вид на залив, город и его окрестности. Далее я прогулялся вдоль набережной мимо Конференц-центра (Vancouver Convention Centre), здесь находился пресс-центр Зимней Олимпиады 2010 года. Еще немного побродил по центру и направился в отель за вещами, а затем за машиной, которую я арендовал на неделю.

   Гуляя по центру, бросались в глаза толпы бездомных. Раньше я считал, что в Сан-Франциско их много, однако здесь их было в разы больше. Их внешний облик, это вообще отдельный разговор. Это не просто грязные, прокуренные или пропитые люди, это к тому же уроды в физиологическом плане, что придает им попросту нечеловеческий вид. Проходил мимо длинных очередей в местные церкви, где их видать кормят, а также мимо длиннющей очереди в ночлежку для женщин (Housing for women).

  Забирать арендованную машину нужно было в другой части города, я воспользовался городским автобусом, где наблюдал следующую картину. Автобус был довольно свободный, стояло человека 3, включая меня. Сидячие места были заняты все, причем теми, для кого они и предназначаются в первую очередь - инвалидами и кое-как двигающимися стариками. И вот на очередной остановке заходит еще партия таких же «пациентов», они еле стоят на ногах. Я с интересом пробежался взглядом по автобусу и понял, что уступить место некому. Ни одно сидение не было занято человеком дееспособным. За окном на остановках была та же картина - скопление инвалидов пугающей наружности. Надо сказать, я остался под впечатлением. Как-то оно странно для города, который год от года попадает в топ рейтингов лучших городов для жизни, а в прошлом 2016 году он занял третье место.

  Замечу также, что Ванкувер не нарушает общей закономерности для городов Западного побережья Америки по количеству азиатов и индусов. Мексиканцев поменьше только в сравнении с Калифорнией, ну или с самой Мексикой У меня есть свой способ вычисления численности тех или иных национальных групп. Например, когда я стою на перекрестке в ожидании зеленого света, я считаю, сколько в проехавших мимо машинах было людей той или иной расы. Азиаты порой составляли здесь 100% трафика.

   Уже на машине я отправился в Стенли парк (Stanley Park), который пользуется популярностью среди местных жителей. Чистое, опрятное место, проложено множество пешеходных и велосипедных дорожек, утки и гуси плавают вдоль набережной, а вдоль залива стоят яхты. Правда для меня, как для жителя США, парк ничем не выделяется среди остальных крупных городских парков Америки.

 
IMG_3754
IMG_3769
IMG_3797
IMG_3783
IMG_3785
IMG_3802
IMG_3808
IMG_3829
IMG_3859
IMG_3803
IMG_3862
IMG_3847
IMG_3870
IMG_3868
IMG_3892
IMG_3872
IMG_3882
IMG_3897
IMG_3918
IMG_3909
IMG_3913
IMG_3940
IMG_3948
IMG_3924
IMG_3930
IMG_3957
IMG_3969
IMG_3971
IMG_3972
IMG_3974
IMG_3988
IMG_3978
IMG_4001
IMG_4002
IMG_4023
IMG_4025
IMG_4072
IMG_4039
IMG_4075
IMG_4112
IMG_4043
IMG_4087

   Погуляв здесь немного, я направился севернее в сторону висячего моста Капилано и окружающего его парка. Вот здесь мне наконец-то захотелось провести побольше времени, место отличное! Парк включает в себя несколько «аттракционов» для туристов, первый из которых - это непосредственно сам подвесной пешеходный мост, который нависает над каньоном глубиной в 137 метров. По дну каньона течет бурная речка Капилано. Когда по мосту одновременно идет несколько человек, мост начинает раскачиваться, что в условиях полумрака мешает делать четкие кадры. Далее между верхушками двухсотметровых пихт протянута сеть деревянных мостов, что дает тебе возможность подобно белке перебираться от дерева к дереву. Не для слабонервных есть «аттракцион» под названием «Cliffwalk», который представляет из себя систему подвесных металлических мостов и дорожек, местами со стеклянными вставками, проходящих вдоль скал высоко над каньоном. Так как скоро было Рождество, весь парк был украшен гирляндами. С началом темноты они зажглись и атмосфера стала более новогодней, сказочной.

  Отмечу, что цены сильно урезали мои аппетиты посетить как можно больше туристических объектов в один день. Средняя цена за вход колеблется от 40 до 55 американских долларов, что по меркам той же Америки довольно внушительная сумма за вход. Я не фанат интерактивных стендов с выхолощенной информацией, и не намеревался платить за кем-то придуманные сказки такие деньги. Для меня главный показатель благополучия города - это то, как выглядят обычные люди на улицах.

   Очень сильно напрягали пробки на дорогах. В одну из них я встрял в первый же день, въезжая в город на автобусе, а затем был постоянным их участником. Из всего мною увиденного, я бы не сказал, что Ванкувер - это большой мегаполис с высоким темпом жизни. Конечно все это в сравнении. Большинство пробок формировалось из-за низкой пропускной способности дорог, особенно при пересечении мостов. Например, въезд в город с севера через мост «Львиные Ворота», куда вливаются сразу несколько трасс осуществляется по одной полосе. В результате чего, вместо сорока пяти минут до своей следующей ночевки я добирался два с половиной часа. Непонятно, как они решали эту проблему в период проведения Олимпийских игр 2010 года?! Скорее всего путем ограничения движения автотранспорта и перехода на перевозки автобусами.

   В тот день я ночевал в хостеле (под него переделали дом), где можно было дешево снять койку в комнате всего с тремя кроватями. Работниками здесь была молодежь из Германии и Франции. Днем они работали в городе, а в ночь подрабатывали здесь за бесплатное жилье. Здесь в преддверии Рождества я видел много студентов, приехавших подработать на время праздников в Канаду, в том числе и русскоговорящих студентов из Германии. Приезжают заработать, а заодно и посмотреть страну.

   Кстати, при бронировании жилья или тех же туров онлайн, компания, которой вы заплатили, не будет снимать с вас денег. Вводя данные своей банковской карты, вы всего лишь даете право снять с вас эту сумму в случае, если вы вдруг не приедете, слишком поздно откажетесь от брони или нанесете ущерб заведению. Платить нужно только на месте и зачастую только наличными, которые посему нужно всегда иметь “с запасом”. Далеко не все принимают банковские карты, как в случае с Airbnb и Hostelworld, где в первом случае мне пришлось оставить даже больше указанной суммы, поскольку у меня были только крупные купюры, а у них не было сдачи, а во втором выгребать последнюю мелочь. Это особенность Канады ни раз ставила меня в неудобное положение. В США я привык к другой системе оплаты и наличкой денег имел символические суммы.

ДОРОГА НА БАНФ

   Весь следующий день я провел за рулем, выехав рано утром из Ванкувера в сторону города Банф, штат Альберта. Длина пути составляла 850 км по Трансканадскому шоссе, которое на ряду с Транссибирским шоссе является одним из самых протяженных скоростных автострад в мире. Весь путь я планировал проехать за 9 часов, на деле же дорога заняла у меня 12 часов с учетом всех остановок. Трасса оказалась труднопроходимой, ввиду погодных условий - обильной заснеженности, наледи, снегопада и отсутствия у водителя (то есть у меня) опыта вождения зимой. Особенно сложно становилось на горных извилистых участках дороги. Песчаная посыпь не только не помогала, но и оставила скол на лобовом стекле, отлетев от обгонявшей меня машины. Хорошо, что я взял полную страховку.

 

   К полудню дорога растаяла, превратившись в снежную кашу, к вечеру наоборот подмерзла, сделавшись катком. При этом скоростной режим достигал 120 км в час, но развить на такой дороге указанную скорость было попросту невозможно. Все это в совокупности с темным временем суток и начавшейся снежной пургой, сводившей видимость к нескольким десяткам метров. Все это вымотало меня окончательно.

  Когда я наконец добрался до моей ночевки в Банфе, то сразу лег спать. Нужно было восстановить силы перед завтрашней экскурсией в Джонстон каньон национального парка Банф, а также переездом до Джаспера.

 

БАНФ, ДЖОНСТОН КАНЬОН, ВОДОПАД АТАБАСКА

   На следующее утро в 8 утра за мной заехал микроавтобус. Собралась группа из девяти человек, включая меня. Трое австралийцев, двое англичан, семья из трех человек из Оттавы и я, единственный не англо-сакс.

   Немного расскажу о месте, куда я направляюсь. Национальный парк Банф является старейшим национальным парком Канады, а также одним из старейших на американском континенте, где он уступает только знаменитому Йелоустоуну.

Был основан в 1885 году в районе Скалистых гор. Во время Первой мировой войны военнопленные из, на тот момент, империй Австро-венгрии и Германии, а также Российской империи были направлены сюда на работы в лагерях для военнопленных. Вся начальная инфраструктура и дороги были сделаны руками пленников в том числе и из Российской империи. Пока где-то далеко за океаном инфраструктуру уничтожали, здесь ее отстраивали. И вообще, если мне не изменяет память, то Австро-венгерская и Германская империи с Российской во время войны были по разную сторону баррикад, дак на чьей стороне была Канада, в которой военнопленными оказались солдаты с обеих сторон? Риторический вопрос.

   Тем не менее, парк является одним из наиболее посещаемых во всем мире благодаря своим густым хвойным лесам и горным пейзажам, содержащим горные вершины, ледники, целые ледовые поля, озёра, водопады, термальные источники, каньоны, известняковые пещеры и многое другое. Конечно человек значительно влияет на экологию Банфа и естественно не в лучшую сторону, поэтому все разговоры только о том, как сохранить природу, но и не потерять в прибыли, надо думать. Честный ответ - никак, либо одно, либо другое. Хотя, если отмести сарказм, за парком хорошо следят и стараются сделать все возможное для его сохранения в первозданном виде.

   Наперед скажу, что я сделал ошибку заказав этот тур. Учитывая, что у меня была машина, все то же самое я мог посмотреть сам более продуктивно и в более короткие сроки, а главное практически бесплатно. Единственное, что не услышал бы легенды и домыслы почему же каньон был назван «Джонстон», а также базовую лекцию про теории формирования гор и снижение уровня океана миллионы лет тому назад.

 Зимой каньон представляет из себя настоящее снежное королевство. Струящаяся по скалам вода создает необыкновенные ледяные композиции, каскады сосулек, свисающих над каньоном. Сама вода бежит где-то под ледяной маской, местами вырываясь наружу. 

   После экскурсии, я часа два погулял по городку Банф, коммерческому центру национального парка. Не заметил, чем его можно выделить, типичный горнолыжный курорт для северных штатов США. Отмечу единственно, что помимо горнолыжных трасс есть много развлечений для туристов, это и туристические тропы, расположенные рядом природные объекты, термальные источники и много другое. Город располагается в полутора часах езды от Калгари, другого крупного мегаполиса, жители которого наверное и составляют основную массу отдыхающих здесь. В сам Калгари я сразу не планировал заезжать, решив, что с меня хватит и одного Ванкувера.

   Дорога на Джаспер оказалась гораздо легче той, которой я ехал днем ранее. Трасса не скоростная, ограничение по скорости - 90 км в час. Однако, погода и качество дорожного покрытия дали возможность комфортно передвигаться со скоростью в 95 км в час. В итоге даже с остановками я подъезжал к Джасперу еще засветло с опережением графика. Поэтому по пути я заглянул на водопад Атабаска, отыграв тем самым несколько часов, которые я планировал потратить на него завтра.

   Позже я заселился в хостел и обнаружил там очередную группу французов и немцев. Также была парочка американцев и пожилой канадец, который, из невольно подслушанного мной разговора, путешествует постоянно на протяжении последних пятидесяти лет. Поначалу и меня втянули в разговор, чего на тот момент мне хотелось меньше всего. Сразу вспомнились годы в общежитии и процесс знакомства «старичков» с «молодняком». Те, кто прибыл в хостел раньше, чувствуют себя немногим выше новоприбывших, с интересом их расспрашивают, дают советы, выступая знатоками местности. Потому я постарался максимально избежать контактов с ними, у меня был четкий маршрут, и выступать в роли «зеленого абитуриента» желания у меня не было. Тем более, что все отзывы и рекомендации можно с легкостью найти в интернете.

   Все же я немного поговорил с пожилым канадцем. Высказал свои наблюдения по части Ванкувера, а также выразил недоумение, как город умудряется попадать в топ рейтингов «лучших городов для жизни». Он сказал, что сам уехал жить севернее, поскольку все южные города Канады стали очагами низкого уровня жизни, тотального наркотического бума, наплыва иммигрантов, полного социального коллапса. «Сами люди», - сказал он, - «выглядят в Ванкувере как уроды (он употребил слово ugly)». Они не просто грязные или неопрятные, они диспропорциональные, с асимметричным строением тела.

  Также я поделился с ним тем, что думал будто в Калифорнии бездомных море, однако здесь я увидел их в разы больше. Он рассказал, что в Сан-франциско была похожая ситуация во время Вьетнамской войны. Тогда город заполонили толпы беженцев, и он стал выглядеть, как одна большая помойка.

   Если говорить откровенно, то он мне не понравился. Я себе представляю человека, путешествующего на протяжении пятидесяти лет, примерно как Федора Конюхова, за плечами которого есть и покоренные горные вершины, и Арктика, и преодоление океана, и много чего еще. А когда этот старичок перечислял те места, где он был, то абсолютно не заинтересовал меня. География его путешествий ограничивалась поездками по городам США, Канады и Европы, с проживанием в хостелах или дешевых отелях. По моему мнению, если человек путешествует на протяжении столь солидного промежутка времени, то он естественно должен приходить к более масштабным и смелым проектам. Ну или хотя бы останавливаться в более комфортных условиях. Конечно я путешествую всего несколько лет, но мой опыт говорит мне именно об этом.

ДЖАСПЕР, МАЛАЙН КАНЬОН, ДОРОГА НА КАМЛУПС

   Проснувшись на следующее утро, я решил сразу двигаться в сторону национального парка Джаспер, который является естественным продолжением национального парка Банф на север, однако вынесен в отдельный субъект. В самом городке, с тем же названием Джаспер, мне делать было нечего. Все аттракционы в зимний сезон были там связаны с горнолыжным спортом. Данное времяпрепровождение не было целью моей поездки, поэтому я сразу направился к каньону Малайн (Maligne Canyon), который меня просто затянул. Я прошел его весь вдоль и поперек. В одиночку я смог самостоятельно составить свой маршрут и уделить больше времени тем местам, которые меня больше заинтересовали. Ни за что не хотелось оттуда уходить, и это учитывая то, что я и так провел там почти в два раза больше запланированного времени.

  Далее предстоял пятичасовой переезд до моей следующей ночевки в городе Камлупсе. Дорога на сей раз снова оказалась сложной - снежные вихри основательно уменьшали видимость. А затем снег повалил в режиме «если ни сейчас, то никогда», на дорогах появилась снегоуборочная техника, из-за которой возникали небольшие заторы. Меня это заставляло ехать без остановок и на грани скорости, которая для меня была комфортной в данных условиях. Поскольку на дороге встречались посты со шлагбаумами, я боялся, что если очередной шлагбаум впереди будет опущен, то мне придется пережидать снегопад в ближайшей деревне, теряя драгоценное время.

   Тем не менее я удачно добрался к вечеру в Камлупс. На сей раз я снял комнату, одну из четырех комнат, имеющихся в квартире. Как я понял дом снимали студентки с разных стран, которые уехали на рождественские праздники домой, и чтобы жилье не простаивало, сдавали его посуточно. Мне досталась комната некой девушки из Индии. Несколько месяцев назад она получила вид на жительство в Канаде. Откуда я это узнал? Прочитал на стене, которая вся была завешана бумажками с мотивационными напутствиями, недавними победами, целями и правилами жизни, мечтами, распорядком дня и прочим идеалистическим бредом молодой одинокой девушки. Одна из частей стены была завешана контактами организаций, занимающихся помощью иностранным студентам при поступлении в учебные заведения Канады. Все это вызвало на моем лице лишь саркастическую улыбку. Если человеку действительно все это важно помнить, то для этого собственной головы вполне достаточно, стены портить не обязательно. А для того, чтобы иметь семью, детей и домик у озера, что исходя из подписанных картинок является ее мечтой, нужно в первую очередь быть способной родить и быть матерью, а не тратить молодость на получение канадских документов и образования, которое максимум даст работу со средней зарплатой и перспективу кредитов на 30 лет вперед.

   В другой комнате жила студентка из Израиля, судя по косметике в ванной комнате - русскоговорящая. Она тоже была в отъезде. Еще была одна местная, с которой я пересекся только утром, поговорили ни о чем и разошлись.

 

ДОРОГА НА УИСТЛЕР, ВАНКУВЕР

   Рано утром следующего дня я выехал в направлении Уистлера. Данный участок дороги очень сильно меня тревожил. Дело в том, что снег продолжал идти и трасса была не рекомендована для малолитражного автотранспорта. Тем не менее я рискнул по ней ехать. Дорога действительно доставляла много дискомфорта. Учитывая, что я был на арендованной машине, не знал ее возможностей и элементарно, какая стоит резина (в США, например, всегда только всесезонка), а также не имел опыта вождения в зимних условиях, то ехал я предельно внимательно и ниже скоростного режима. Поначалу все шло прекрасно. Я старался ехать ближе к своему краю, так как он был более проморожен. В отличии от центральной части дороги к полудню превратившейся в кашу, по которой машину постоянно вело то в одну, то в другую сторону.

   Где-то за полтора часа до Уистлера моя бдительность притупилась, а уверенность выросла, и я поплатился за это тем, что улетел в кювет. Подвела меня как раз эта белая с виду подмерзшая часть обочины дороги. Получилось так, потому что снегоуборочная машина, расчищавшая трассу впереди, сравняла снег у края дороги таким образом, что создалось впечатление будто это тоже есть трасса. На деле же это оказался просто засыпанный кювет, куда, кстати, сам же снегоуборочник и свалился немногим дальше меня. Я особо не переживал, так как по трассе сплошняком ехали большие траки, и я был уверен, что меня быстро вытащат. Но ждать пришлось долго. Оказалось, что ни у кого не было ремня или троса, чтобы вытянуть мою машину, а то и даже, говоря по-русски фаркопа (хитча). Так я простоял два часа, потихоньку начиная паниковать, пока у одного парня на траке наконец не нашлось все необходимое. Вытащил мою машину, она оказалась в полном порядке - ни царапины. Я тогда подумал, что все эти многолитровые траки, жрущие лишний бензин, - всего лишь понты, поскольку они абсолютно не оснащены минимально необходимым набором экстренной помощи при погодных условиях своего региона. Толку от них, как от козла молока, если они сами сядут, то вытащить их сможет только профессиональный эвакуатор.

  Естественно, что до Уистлера я добрался довольно поздно. Погода опять ухудшилась, шел снег, временами переходящий в дождь или град. Я проверил пару съездов и, обнаружив там домики для туристов по приличным ценам, решил вернуться на трассу и доехать до Ванкувера, там и заночевать. Тем самым я отложил посещение Уистлера на следующий день. Сегодня я был вымотан моим ДТП и, признаться, не имел четкого плана визита, так как думал, что все достопримечательности будут видны по знакам. На деле же видимость оказалась ограниченной, да и погода не располагала к прогулке.

   Заселился в хостел, в котором ночевал вторую ночь своего путешествия. В одной комнате со мной оказался русский парень из Красноярска, который учится в Ванкувере в аспирантуре уже третий год. Как я узнал из последующего разговора, его супруга, китаянка, после какой-то бытовой ссоры выгнала его из дома и теперь он временно живет в хостеле. Я обрадовался знакомству, наконец-то мне встретился человек, которые может адекватно ответить на все мои вопросы про жизнь в Канаде, а также про учебу в аспирантуре за рубежом. Ведь я, в свое время, приехал с теми же намерениями получать ученую степень. У меня была отдельная история работы и взаимоотношений с РАН, на протяжении пяти лет обучения в университете, по окончании которого мне были выдвинуты откровенно смешные условия при зачислении в аспирантуру. Что стало основным фактором подтолкнувшим меня к переезду в США, где под свои достижения и опыт я быстро получил вид на жительство и планировал продолжать свое обучение.

   Конечно сложно было его расспрашивать про качество медицины или коррупцию. Ведь, на момент разговора, он занимался только наукой и преподаванием, не имея даже вида на жительство. Тем не менее, про свою учебу он рассказал много интересного из чего следовало, что аспирантура в Канаде, да и в США не многим отличается по своей сути от той, что мы с ним видели в России. Как аспиранту ему платят 18 тысяч канадских долларов в год ( в американских это будет около 14 тысяч в год), что по здешним ценам является очень и очень скромной зарплатой. Его доход позволяет ему снимать студию напополам с супругой. Если браться ассистировать на лекциях, то за это полагается доплата в размере двух тысяч долларов. Правда, говорит, это негативно сказывается на основной работе, не остается времени заниматься собственными публикациями, поэтому он пока за это больше не берется. Есть зарплатный потолок в 40 тысяч долларов, которые он может получить по окончании учебы. Выше этого потолка прорываются только единицы, но в любом случае это многолетняя далекая перспектива. Вообще, для сравнения, тот же электрик в Канаде на старт получает 36 тысяч в год, то есть в два раза больше. То есть он в лучшем случае через четыре года выйдет на зарплату электрика начального уровня. Однако он считает, что условия и возможности здесь выше.

   Чистое замечание - за два года работы в России он написал три публикации, которые и позволили ему переехать в Канаду, а здесь за больший срок он не написал ни одной и, как я понял, дела семейные волновали его больше. Много критиковал систему преподавания и уровень математики в местных университетах. Не буду сейчас вдаваться в подробности, так как мне бы хотелось более детально сравнить все то, что он рассказал с моим личным опытом в отдельной статье.

   Думаю, в рамках данной статьи достаточно было просто озвучить его зарплату. И подводя итог, скажу, что одному таких денег хватит только на аренду комнаты и минимальный набор еды на год, без каких либо излишеств. Вот вам и условия для работы «мозгов» за рубежом. В то время, когда местный электрик ходит попивает пивко по барам, получая нормальные деньги, этот парень - иммигрант из аспирантуры МГУ должен работать за копейки, выполняя определенный заказ только для того, чтобы получить вид на жительство в Канаде. Участь большинства «утекших» на запад мозгов. Добавлю, что он далеко не первый в моей «коллекции» знакомых кто занимается наукой, есть и со степенью PhD в США и Канаде, поэтому у меня сформировалась своя статистика.

УИСТЛЕР, ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ, ВАНКУВЕР

   Еще с вечера я набросал основные точки для поездки в Уистлер и отправился туда подготовленным. Во время Зимних Олимпийских игр 2010 года Уистлер являлся местом проведения горнолыжных состязаний, санного спорта, скелетона и бобслея, а сейчас это полномасштабный горнолыжный курорт. Я посетил основные олимпийские объекты, олимпийскую деревню, прошелся по нескольким туристическим тропам, в частности к водопадам и вернулся обратно в Ванкувер.

   Кстати, к плюсам Ванкувера хотел бы отнести его компактность, все основное располагается в центре. В сравнении с Сан-франциско здесь тебе не нужно ехать полтора часа, чтобы посмотреть хоккей, и еще столько же, чтобы выехать на побережье (имеется ввиду по расстоянию, а не по пробкам).

 

   В последний день утром я сдал машину обратно, никаких вопросов по ее состоянию ко мне не возникло. До обеда у меня оставалось немного времени, которое я потратил на небольшую прогулку по городу, еще раз прошелся вдоль набережной. Обратный путь был идентичен дороге сюда, за исключением того, что въехал на территорию США я гораздо проще и быстрее.

   В заключении скажу, что в очередной раз я убедился в том, что пословица «хорошо там, где нас нет» актуальна. Думать, что в какой-то другой стране лучше, чем в своей собственной, свойственно всем народам. Канада привлекает американцев тем, что там есть хоть какие-то базовые социальные гарантии (что русскому и так кажется нормой), и что практически полностью отсутствует в США. Для иммигрантов она привлекательна достаточно легким процессом натурализации, что отнюдь не гарантирует им в дальнейшем такой же легкой жизни.

   Я встретил и грубость продавцов, и грязь на улицах, и плохо убранные дороги, и отсутствие тех же спусков на тротуарах для инвалидов. Довольно высокие бордюры и скачи на переходе через них, как хочешь. По радио сплошняком шли программы о том, как и власть, и бизнес только и делают, что заботятся о людском благополучии. Чтобы все были сыты и в тепле, дети довольны, старики во внимании, а главное, чтобы каждый имел возможность взять кредит (под звездочкой: и не имел возможности его выплатить). И весь этот мусор крутится по новостям каждый день.

    В США уж точно в рекламе Макдональдса я ни разу не слышал, чтобы они отчитывались сколько они тратят на помощь детям или инвалидам. В Канаде же они преподносят себя именно как носители добра, тратящих солидную часть доходов на социум. Мысли вслух. В общем, по Канаде все поставленные цели и задачи были выполнены.

Автор: Александр Лисов

© LisovTravel

Блог о путешествиях.

Все права защищены.

Подписывайтесь
  • ГРУППА ВКОНТАКТЕ LISOVTRAVEL
  • канал на youtube LisovTravel