Январь 2015

ГРАНД-КАНЬОН

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ГРАНД-КАНЬОН,

ШОССЕ 66 И ЗАБРОШЕННЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ РУДНИК КАЛИКО,ГОРОД-ПРИЗРАК.

   Кто не слышал про Гранд-Каньон? Люди, которые хоть немного интересуются Америкой, знают о нем все, безусловно. Одно из культовых мест запада США.

  Гранд-Каньон (Grand Canyon) является одним из глубочайших каньонов в мире, однако не является ни самым большим, ни самым глубоким. Ценится он, прежде всего, своим гармоничным сочетанием размера, глубины и многоцветных слоев обнаженных горных пород. Место красивое и необычное.

  Собрались и мы съездить посмотреть знаменитый каньон в три дня. Путь неблизкий. От нашего, на тот момент, места проживания в городке Беркли - 1250 км или 778 миль в одну сторону. В общем, путешествие предполагало нахождение в машине от рассвета до заката.

  В первый день, выехав уже ближе к обеду, мы добрались до промежуточной остановки в городе Бейкерсфилд (Bakersfield), Калифорния. Двигались мы по автомагистрали 5 - главной магистрали между северными и южными штатами на западном побережье. Виды из окна заунывные - пустыня, сельскохозяйственные поля с табличками, что им не хватает воды и, мол, берегите воду, мелкие непонятные городишки по пути, местами нефтяные вышки и ветрогенераторы.

  Чем ближе мы подъезжали к Лос-Анджелесу, тем больше сгущался поток машин, пока, наконец, мы не встряли в многокилометровую пробку. Добравшись до отеля уже по темноте, мы без колебаний рухнули спать, а на следующий день до восхода солнца выдвинулись дальше.

  В пути мы встретили рассвет, а может и он нас. За окном пустыня. Периодически мы делали остановки, чтобы сфотографироваться с кактусами. А до каньона оставалось еще 800 км (500 миль) - чистой езды без учета наших остановок.

   По пути к Гранд-Каньону мы планировали проехаться по шоссе 66. Дорога занимает видное место в истории страны и знаменита среди американцев.

  Трасса 66 (Route 66) - одно из первых шоссе в системе автодорог США, её также любовно называют «Матерью всех дорог». Магистраль впервые связала два конца страны - Чикаго с Лос-Анджелесом. Появлению «главной улицы Америки» предшествовало множество событий, ничего не происходит просто так.

  В 1920-х годах США процветала, страна неплохо заработала на Первой Мировой войне и укрепилась экономически, совершив переход из экономических аутсайдеров в лидеры мировой экономики. По всей стране отмечался беспрецедентный рост промышленности и потребительского спроса. Радиовещание, телевидение стремительно вошли в жизнь американцев. Автомобиль, благодаря неистовым стараниям Генри Форда, перестал быть роскошью, производство было поставлено на конвейер. Теперь все больше семей могли позволить себе автомобиль. Как следствие, появился спрос на автодороги.

  11 ноября 1926 года была открыта трасса 66, и американцы отправились в путь, кто путешествовать, а кто искать лучшей доли в новом месте. Первоначально дорога была гравийной или грунтовой, местами застланной досками, а где-то и вовсе представляла собой грязевое месиво. Жители городков вдоль шоссе зарабатывали деньги, вытаскивая застрявшие машины из луж и ям. Затем многие из них были недовольны, когда в 1938 году шоссе, наконец, было полностью заасфальтировано.

  Бурные двадцатые закончились биржевым крахом, который вылился в Великую Депрессию и мировой экономический кризис. Многие люди моментально оказались за чертой бедности или вовсе без средств к существованию. Безработица достигала колоссальных размеров.

  В то же самое время, на Великих Равнинах начались небывалые пыльные бури, получившие название «Пыльного котла». Причинами тому послужило экстенсивное ведение сельского хозяйства, из-за чего почва значительно иссушилась, а также небывалая засуха, внезапно обрушившаяся на регион. Под воздействием палящего солнца верхний истощенный слой почвы превратился в пыль.

 Огромные массы почвы сдувались ветрами, не встречающими преград в лишённых естественной растительности прериях. И переносились в виде чёрных облаков на огромные расстояния - вплоть до Атлантического океана. 14 апреля 1935 получило название «Черного воскресенье» из-за того, что тучи пыли заслонили солнечный свет.

  Все это еще больше усугубляло ситуацию в стране. Сотни тысяч фермеров были разорены, многие остались без крыши над головой - более 350 домов могли быть снесены только после одной бури. Разразился голод. Многие умирали от недоедания или от пневмонии, вызванной постоянным вдыханием пыли.

  Все эти бедствия погнали толпы людей на запад в поисках заработка. Сотни тысяч американцев, сгрузили свои пожитки, детей в тот транспорт, который смогли достать и отправились за лучшей жизнью. В основном в Калифорнию. Для многих это путешествие через пол страны было последней надеждой.

  Так трасса 66 стала главной дорогой для тех, кто мигрировал на запад. Большой людской поток поддержал население, проживающее вдоль трассы в трудные годы Великой депрессии. Многие городки развивались и процветали, поэтому неудивительно, что в последующем жители 66-ой магистрали рьяно боролись за сохранение трассы в условиях угрозы строительства новых современных федеральных трасс между штатами в обход их «золотой дороги».

  Но время шло вперед, и в 1985 году шоссе было официально выведено из обращения. Части дороги, которые проходили через Иллинойс, Миссури, Нью-Мексико и Аризону, были обозначены Национальным живописным маршрутом имени «Исторический маршрут 66», который сейчас возвращается на некоторые карты.

  Уже невозможно полностью проехать трассой 66 от Чикаго до Лос-Анджелеса, однако большую часть первоначального маршрута и альтернативных раскладок по-прежнему можно проехать при тщательном планировании.

  По этой самой дороге, видавшей столько драматичных событий, мы и решили проехать. Правда только по тому отрезку, который лежит на пути к Большому Каньону. В Аризоне большая часть трассы 66 идет параллельно I-40, по которой мы и двигались.

 Тогда мы путешествовали без предварительного планирования, и маршрут наш складывался стихийно. Впоследствии мы отказались от данного подхода, перейдя, напротив, к тщательной проработке пути.

  Свернув со скоростной магистрали I-40 мы очутились на тихой 66-ой. Ничего примечательного в первое время нам не попадалось - все та же пустыня. По дороге то и дело встречались заброшенные ветхие строения. Единственное, что напоминало о том, что мы на исторической дороге - это дорожные знаки, разметка и слегка растрескавшийся асфальт.

  Было в этом все же нечто романтичное. Америка - это страна, где каждая пядь земли учтена и занесена в реестр. Наблюдать пустынные места было непривычно, хотя и они, конечно, кому-то принадлежат. В одном месте мы проезжали совсем близко от железной дороги, по которой ехал ржавый поезд. Через пустыню. На рассвете.

  66-ая то обрывалась, то сливалась с I-40. Мы ехали по указателям. Один раз, свернув в надежде продолжить путь по 66-ой, попали на отрезок с тупиками по обоим концам (да, мы попробовали проехать отрезок в обоих направлениях). Дорога дальше шла, но проезд почему-то был закрыт. Не продвинувшись ни на милю, пришлось возвращаться на основную трассу.

  Позже начали попадаться живые городки вдоль 66-ой - мы проехали Нидлс (Needles) и Кингсман (Kingsman). Оба они были декорированы в стиле 50-х годов. Вообще, вся трасса словно застыла в середине прошлого века - поп-культура во главе с Элвисом, плакаты в стиле Pin Up, Мадонна. Сюда же приволокли старые автоматы, заправочные станции, ржавый автопром тех годов - в общем, все, что отражает эпоху рассвета 66-ой.

 Какой-то декор сделали специально под старину - типа старой конной повозки. Остальное подкрасили, отремонтировали, и получились довольно симпатичные улочки в старом стиле. В Кингсмане даже осталась старая водонапорная башня.

  Последний городок, который мы проехали, был Селигман (Seligman). Вскоре после этого мы свернули по указателю на Гранд-Каньон и понеслись практически без остановок, время уже поджимало. Один раз только остановились на заправочной станции декорированной конями из металлоконструкций. Тут мелькнула мысль, что у нас на Родине мужички явно не дорабатывают с декором из покрышек - тоже могли бы соорудить что-нибудь этакое.

  Вот, наконец, и Гранд-Каньон. Подъехать к каньону можно либо с северной стороны, либо с южной. Северный вход закрывают на зиму, южный работает круглый год, он же является основным и наиболее популярным среди туристов. Мы также заехали с юга.


   Каньон расположен на плато Колорадо - место богатое на марсианские виды - каньоны, уступы, останцы и многое другое. На плато находятся другие знаменитые природные достопримечательности - Долина Монументов, Подкова, Волна и другие. 


  Каньон прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Именно реке Колорадо каньон и обязан своим появлением, если верить ученым. Длина каньона - 446 км. Ширина на уровне плато колеблется от 6 до 29 км, на уровне дна - менее километра. Глубина - до 1800 м.


  Вдоль южного края каньона проложена автомобильная дорога в почти 40 км с множеством смотровых площадок и съездов. По ней то мы и отправились, только попав в парк. Также предусмотрены и пешеходные тропы, как вдоль края каньона, так и вниз к реке Колорадо. Можно отправиться и в многодневное путешествие вглубь каньона.


   Мы проехали всю трассу до сторожевой башни (Desert View Watchtower), где немного погуляли и двинулись в обратный путь, останавливаясь на каждом съезде.

  Территория вокруг Гранд-Каньона стала национальным парком 19 февраля 1919 года. Создание парка явилось одним из первых успехов природоохранного движения. Статус национального парка смог помешать исполнению планов по строительству двух плотин на реке Колорадо внутри границ парка - Marble Canyon Dam и Bridge Canyon Dam. Если бы плотины были построены, каньон был бы погребен под толщей воды.

  Сейчас над каньоном нависла другая угроза. Стране не хватает энергии, и власти США предлагают снять мораторий с земель, вплотную прилегающих к национальному парку для добычи урана. Разработку новых урановых рудников в районе Гранд-Каньона в 2012 году запретил Обама сроком на 20 лет.

   В случае возобновления разработки месторождений, одно из культовых мест Америки грозит превратиться в промышленную зону. Есть и более существенная угроза - это загрязнение питьевой воды для миллионов людей. Во время прошлой эксплуатации урановых рудников в регионе Большого Каньона на протяжении многих лет загрязнялась почва, родники, грунтовые воды и основная водная артерия - река Колорадо. Власти США до сих пор выплачивают компенсации местным племенам, пострадавшим в результате разработки месторождений.

   Похоже, что пока данный вопрос повис в воздухе. Ведь в случае положительного решения, общественный резонанс будет огромным и власти это понимают. Больше о Гранд-Каньоне мне добавить нечего, остальное расскажут фотографии.

  Солнце уже шло к закату, когда мы как пробка вылетели из национального парка к месту предполагаемой ночевки в кемпинге. Без долгих предисловий, скажу сразу, кемпинг оказался закрыт на зиму. Информация в интернете не соответствовала действительности.

  На том мы не сдались и уже по темноте попытались попасть в другой кемпинг, который согласно тому же интернету должен был находиться возле съезда с трассы. Наши поиски с фонариками не увенчались успехом - мы его не нашли. В общем, смягчив свою принципиальность, мы остановились в первом попавшемся мотеле и рухнули спать.

  Следующим утром мы отправились в обратный путь. В планах на день было продолжить знакомство с трассой 66 - некоторые съезды мы в прошлый раз не нашли. Опять проехали через Кингсман, а после свернули по указателю на Оатман (Oatman)- участок 66-ой, который вчера мы пропустили.

  Дорога шла через перевал Sitgreaves Pass в Черных горах (1093 метров над уровнем моря) и представляла собой серпантин с резкими поворотами - шпильками на 180 градусов в пустыни. Подобные участки дороги называли «Кровавое 66», но участок от Оатмана считался самым крутым и опасным по всему маршруту. Слава распространилась далеко и некоторые ранние путешественники были настолько напуганы перспективой вождения здесь в одиночку, что нанимали местных жителей для навигации через перевал.

  Опасные участки дороги постепенно перестраивались, либо строились объездные пути, данный отрезок функционировал как основной до 1953 года. Сейчас он отмечен на карте как Оатманское шоссе (Oatman Road).

  Немного проехав от Кингсмана, мы посетили первую достопримечательность на данном отрезке дороги - одиноко стоящую заправочную станцию (Cool Springs Station, Oatman). Посмотрели старые заправочные автоматы, правда, уже не работающие, и ржавый автопром.

  После того, как построили I-40 и поток транспорта пошел в обход Оатманского шоссе, заправочная станция была заброшена и со временем превратилась в руины. Только в начале 2000-х один предприимчивый человек выкупил землю, восстановил заправку, в которой сейчас функционирует сувенирная лавка.

  После заправочной станции начинается самый извилистый участок трассы. В какой-то момент нам на встречу очень медленно выехал трак с танком на полуприцепе. Думаю, ехать ему было не слишком комфортно по таким извилинам. В целом трасса не то, чтобы прямо опасная. Возможно, в середине прошлого века дорога не имела должного ограждения, покрытия и разметки, а транспорт был еще не столь маневренным как сегодня, поэтому на скорости можно было улететь с обрыва или врезаться в скалы.

   Мы периодически делали остановки, забирались на скалы и делали фотографии. Извилистая часть дороги закончилась в деревушке Оатман - главной достопримечательности Оатманского шоссе. На подъезде к городу нас встретило стадо осликов. Мы остановились, чтобы покормить их. Как только мы достали еду, они без стеснения окружили нас со всех сторон. Скормив им все съестное, что у нас было, мы сели обратно в машину. Ослики облепили машину, некоторые, зачем-то, начали ее облизывать, видимо не наелись.

  Оатман возник здесь в начале XX века, когда недалеко отсюда было найдено золото. Затем, правда, деятельность рудников свернули, но запустили трассу 66 и через город стабильно шел людской поток, поддерживая его жизнедеятельность. После того, как запустили объездную трассу, поселение некоторое время стояло в запустении. Сейчас здесь проживает около ста постоянных жителей, все они занимаются обслуживанием туристов.

  Главная достопримечательность деревни Оатман - это одноименная небольшая гостиница (Oatman Hotel), построенная в 1902 году, но перестроенная в 1924 после пожара. В этой самой гостинице когда-то останавливался американский актер Кларк Гейбл со своей очередной женой на медовый месяц. Гейбл влюбился в Оатман и после еще не раз приезжал сыграть в покер с местными золотоискателями. Теперь туристам рассказывают, что его призрак до сих пор обитает в гостинице.

  После Оатмана дорога становится гораздо спокойнее. Мы поехали дальше по 66-ой, пока она в какой-то момент не оборвалась, и мы не вернулись на главную трассу.

  Вдохновленные видами 66-ой, мы подумали, что здорово было бы посетить какое-нибудь заброшенное селение (мы проезжали такие в Неваде, в одно из наших прошлых путешествий). Вбив на карте «ghost town» (город-призрак), нам был выдан результат в непосредственной от нас близости - город-призрак Калико (Calico Ghost Town). Как будто, настоящий заброшенный город будет так явно отмечен на карте. Не доезжая до Барстоу, Калифорния, мы свернули по указателю на Калико.

 

  Калико был основан в 1881 году, когда несколько искателей нашли рядом в горах залежи серебра и организовали рудник - по тем временам самый крупный в Калифорнии. Несколькими годами позже все в тех же горах нашли буру, что только способствовало процветанию города.

   Затем обвал цен на серебро. Добыча руды перестала быть прибыльным делом и население пошло на убыль. А когда в 1907 году закончились запасы буры в горах, город полностью опустел. Какие-то строения были перевезены в близлежащие города, остальное оставлено как есть.

   Так Калико и простоял до середины прошлого века, пока его в 1950-ом году не приобрел в собственность Волтер Кнотт и не начал восстановительные работы. Небольшое число оригинальных строений было реставрировано, остальное построено заново и искусственно состарено для туристов. Сейчас город-призрак Калико является одной из достопримечательностей штата.

   Конечно, это не совсем то, что мы ожидали увидеть, однако, если бы мы в действительности попали в какое-то заброшенное селение, вряд ли бы мы увидели много интересного. Здесь же все было хорошо организовано, собрана куча предметов эпохи серебряной лихорадки - музей под открытым небом.

  Мы прогулялись по улочкам Калико, по ощущениям будто побывали на съемочной площадке американского вестерна. Прокатились по узкоколейной железной дороге Калико и Одесса (The Calico & Odessa Railroad), сделав небольшой круг через туннель в скалах. Сейчас это в чистом виде аттракцион для туристов, от оригинальной железной дороги, по которой увозили руду дальше на переработку, осталось немного.

   Получив массу приятных впечатлений от посещения Калико и в целом за весь день, мы выдвинулись домой. Собираясь посмотреть только Гранд-Каньон, в итоге, мы увидели гораздо больше, чем ожидали. Из незапланированного особенно запомнились ослики и Оатманское шоссе, которое открылось нам совершенно неожиданно. То же самое можно сказать и про Калико. На этом я заканчиваю наш отчет о путешествии в Гранд-Каньон.

Автор: Полина Цыганкова

© LisovTravel

Блог о путешествиях.

Все права защищены.

Подписывайтесь
  • ГРУППА ВКОНТАКТЕ LISOVTRAVEL
  • канал на youtube LisovTravel