Октябрь 2016

ПЕРУ

МАЧУ-ПИКЧУ - ДРЕВНИЙ ГОРОД ИНКОВ.

  Следующее препятствие на моем пути возникло при прохождении границы в городке Кантон Уакильяс (Cantón Huaquillas) в Эквадоре, а попасть я намеревался в город Тумбес, Перу (Tumbes, Peru). Компьютерная система перуанских таможенников висела и мы протомились на границе более 4-х часов в ожидании, когда же она наконец заработает. Если добавить к этой задержке еще отставание автобуса от графика - получится все то время, что я планировал потратить на отдых и прогулку.

  Настроение и самочувствие были ниже плинтуса. Был даже соблазн не проходить таможню, и без этого можно было ехать дальше. Таможня в тех краях - это вещь условная. Небольшое здание у дороги - хочешь заходи, хочешь нет. Однако, в дальнейшем, мы были остановлены два раза и вооруженная полиция проверяла наши паспорта и штампы. Двигаясь по трассе, я видел много таких постов. Мой паспорт на момент выезда из США был практически новый, но после первой же недели в пути, он превратился в портянку. Настолько часто приходилось его доставать и показывать. Проехав границу, местность сразу опустынила, зеленые пейзажи резко сменились песчаными.

  Автобус ехал мимо туристических деревушек. Мне они очень понравились. Многие белокожие пассажиры вышли именно здесь, в районе Манкора (Máncora). Песчаные пляжи, спокойный океан нежно-голубого цвета - места романтичные. Про себя отметил, что надо узнать получше про этот район и вернуться сюда на своем транспорте.

  Там же у причалов стояло много рыболовных кораблей и временами песчаные берега превращались в десятки искусственно созданных бассейнов для разведения рыбы. Постепенно мы стали отдаляться от океана, поднимаясь все выше по песчаным дюнам. По пустыни тянулись трубы, по-моему газовые. Не те, что показывают нам про «Силу Сибири», а тоненькие, как канализационные, лежащие на песке и расходящиеся в разные стороны.

  В Пиуру (Piura) я приехал уже затемно. У меня был зарезервирован отель, в который, по моим планам, я должен был приехать около часа дня. Я даже боялся, что меня не заселят, так как заселение было только с 2-х часов и придется ждать. В итоге заселился я только в десятом часу вечера. Мой путь из Кито превратился из 18-ти часового (указано в расписании), в 27-ми часовой. Представьте мое состояние. Я быстро пробежался по городу, обменял валюту, купил поесть и в 10 вечера упал замертво спать. Вылет в столицу Перу - Лиму, был завтра около 8 утра.

   Из того, что я успел увидеть - городок довольно бедный, сужу по ценам, зданиям, машинам и людям. Утром я поехал в местный аэропорт на такси. Марку машины сейчас не скажу, что-то типо нашей Оки, потрепанной, гремящей, просевшей до самой земли, переделанной к тому же под ГБО. На газу в том регионе ездят практически все. Примечание ко всем этим постам, гуляющим по соцсетям, про то, какие якобы копейки стоит бензин в нефтедобывающих странах и только в России он мегадорогой. Тут же скажу, что про США, как правило, чистой воды вранье, указывают левые цены, на самом деле он стоит дороже чем в России, ну в лучшие времена столько же. Путешествуя, я увидел, что страны Южной Америки ездят больше на газу, даже ставят его на малолитражки в убитом состоянии.

   На момент моего прибытия аэропорт оказался закрытым. Скоро нас запустили, далее регистрация и вылет в Лиму (Lima), где у меня были ровно сутки, после чего я отправлялся в Мачу-Пикчу (Machu Picchu) - древний город инков.

  В Лиму я прибыл рано утром, заселяться в хостел было еще рано, поэтому я кинул там свои вещи и отправился гулять по городу. Встретил все тот же навязчивый сервис - уже от таксистов. Они ставят на машину сирену и проблесковые маячки и таким образом привлекают к себе внимание. Подъедут, маякнут, включат короткую сирену. Я останавливаюсь, оборачиваюсь, ожидая полицейскую машину, а сзади стоит такси. Так делают многие, со временем просто привыкаешь и не реагируешь на это.

  Прямо у аэропорта обнаружил площадь с военной техникой, бывшей на вооружение в разные годы. Большая ее часть была произведена в СССР.

  Я отправился в центр города на общественном транспорте. В местных маршрутках есть должность «кондуктора-зазывалы». В его обязанности входит не только брать деньги за проезд, но и привлекать внимание людей, зазывать их на рейс. Причем, не только на остановках, они умудрялись подхватывать людей и на светофорах, и даже просто с дороги по маршруту следования. В такие внезапные остановки кондуктор успевал рассказать про маршрут следования и уговорить поехать, а машины сзади бибикали. Я сказал куда мне надо, автобус ехал не совсем в ту сторону, но, тем не менее, кондуктор кивнул и сказал, что покажет, где мне выйти и куда потом идти.

  Тут первый раз я увидел перуанских женщин в их национальном костюме с грудничками, которые попрошайничали на улицах. По центру ходили десятки полицейских во всем обмундировании и с собаками.

  Город во многом сохранил архитектуру XIX века, характерную, в том числе, и для России. Но с учетом расположения в южной широте выглядело все больше по-итальянски что ли. Хотя в Италии я не бывал, но мне кажется, что именно в таком стиле должны выглядеть южные приморские города этой страны.

  Пройдя в сторону от центральных улиц, оказываешься во всевозможных торговых переулках. Продают какие-то несущественные мелочи, скажем штампы, печати или бейджики.

   Когда я стал искать информацию про Перу и ее столицу, то увидел большое сходство с историей Боготы - основана конкистадорами, постоянные войны, мятежи, восстания и т.п., точь-в-точь. А вот нынешний президент сразу привлек мое внимание как фамилией, так и внешним видом. Президентом Перу с 2016 года является Педро Пабло Кучински. Не совсем латиноамериканская фамилия, неправда ли? Начинаю смотреть его биографию - еврей, немецкого происхождения. Обучался и жил большую часть жизни за в Европе, там же сделал свою карьеру во Всемирном банке. Затем бежал из страны по политическим мотивам, после чего возглавлял экономические и сырьевые министерства, естественно погряз в финансовых коррупционных скандалах. Далее «ударился» в филантропию, занялся поставками питьевой воды на гуманитарной основе для бедного населения и в скором времени, получив поддержку масс, стал президентом.

  Страна имеет колоссальный объем экспорта природных ресурсов, сравнимый с российским, при этом обгоняя ту же Россию по ВВП на душу населения. Кстати, предыдущий президент также был человек с иностранными корнями - потомок японских эмигрантов. Википедия гласит, что 10% населения - элита и управленческий слой, являются потомками белых европейцев. Третья страна Южной Америки, которую я посетил, и все тот же колониальный режим.

   В Перу произошла моя вторая встреча с мошенниками. Закончив свою прогулку, собирался идти в хостел заселяться. И тут меня останавливает мужчина лет 40-ка и заговаривает со мной по-русски, очень ломано, но понятно. Начинает мне говорить про русские магазины, находящиеся поблизости, показывает неплохое знание географии, более того достает атлас. Мы разговорились и отправились выпить пивка. Он мне подсовывал всякие подарки - монетки, купюры, что уже не в ходу. Цены в Перу не сильно кусаются, поэтому я решил угостить своего нового «друга». Ну сами понимаете, за разговором выпили нормально. За жизнь поговорили, он рассказал, что живет бедно. Он первый, кто рассказал мне про отдельное ценообразование для белых туристов «гринго» на местных рынках и на услуги такси.

   В общем, просидели мы с ним до вечера. Результат - вся сдача, что давали мне в ресторане, куда он меня привел - была фальшивками. Итог - фальшивок мне подсунули на 35 долларов. Сумма, конечно, небольшая, чтобы называть себя жертвой, а этого человека и его компаньона большими мошенниками. Скажем так, это была плата за хорошее общение и некоторое количество старых перуанских монет и купюр, подаренных мне.

   Я раздосадованный и в то же время радостный возвращался в хостел. Радостный от того, что узнал много нового, а раздосадованный от того, что проторчал в баре, когда надо было спать и восстанавливать силы. Я так и не отошел от дороги, не выспался, прогулял весь день, а впереди начинались более серьезные испытания - Мачу-Пикчу и серия туристических маршрутов по Боливии.

   Уже позже в Куско, я вспоминал свои посиделки с этим человеком отрицательно, поскольку мог потратить это время на восстановление сил и посещение бани. Именно поход в баню в Боливии поставил меня на ноги, а пока я продолжал все сильнее заболевать.

   Ночь я провел в Лиме, а наутро вылетел в Куско (Cusco), самый ближайший от Мачу-Пикчу крупный город, куда сначала и прилетают все туристы. В самолете я сидел в проходе, поэтому мало чего видел из окна. А там были высоченные горы.

   Приземляюсь и сразу иду искать автобус. Таксисты, как обычно, пристают, следуют за тобой по пятам. На выходе с парковки аэропорта цена падает втрое и уже начинает меня устраивать. Едем, как мне тогда казалось до местного автовокзала (об этом я договорился с таксистом). По факту, выгрузил он меня на углу узкой улицы, где меня посадили в небольшой автобус (скорее всего частный).

   Автобус следовал до Ольянтайтамбо (Ollantaytambo). Уже там я садился на поезд до Агуас-Кальентес (Aguas Calientes) - небольшой городок у подножия Мачу-Пикчу. Кстати, Агуас-Кальентес дословно переводится как горячая вода, то есть горячий источник. Это базовый лагерь для покупки билетов на Мачу-Пикчу, для остановки в отеле или хостеле, и прочей активности.

   В Ольянтайтамбо мне повстречался парень из Казахстана, также отправившийся в месячное путешествие по странам Южной Америки. В его маршруте было 4 страны. В Мачу-Пикчу он приехал на один день, без ночевки. Вечером того же дня он вернулся в Куско. Я же не торопился, у меня были сутки впереди, в первый день я посетил горячие источники, погулял просто по городу и отправился в номер отсыпаться.

   Очень запомнилась мне поездка на поезде. Надо сказать, что поезда для местных и для туристов разные. Знакомая рассказывала, что перуанцев, ее друзей, отказывались пускать в туристический поезд вместе с ними. Цены, как вы понимаете, для местных и приезжих тоже разнятся, причем кратно. Также есть и автодорога - грунтовка, параллельно железной дороге. По ней можно ездить только местным.

   Виды за окном красивые, но постоянно отвлекаешься на мусор, свисающий с деревьев, он был повсюду. Нас с такой посуды не кормили, да и официанты в вагонах постоянно бегали забирали мусор. В связи с этим появилось похожее чувство, что было в Мексике. Ты турист, приехал сюда, посмотреть на наше великое прошлое - вот и плати деньги, тебя никто тут не ждал. Не нравится, так других таких же как ты, жаждущих приехать, кратно больше. А посему радуйся тому, что видишь. А местным то самим на него глубоко наплювать, они срут там, где живут, потому что живут в месте, которое по факту им не принадлежит. Правительство сделало максимальные усилия для монополизации данного объекта, отдав двум туристическим компаниям право доставлять людей до Мачу-Пикчу, и цены они ломят заоблачные. Самый дешевый вариант на поезде в обе стороны обошелся мне почти в 200 долларов.

  Горячие источники, посещенные мною вечером, полное г*%но. Долго не уходил, только потому что деньги заплатил и хотелось хоть немного погреться. Вода еле-еле теплая, отдельная плата за аренду полотенец, довольно высокая плата за входной билет. Сами бассейны напоминали школьный бассейн моего детства. Плитка старая, уложенная на цемент, местами обколотая. Видно, что за местом особо не следили, не обновляли его десятилетиями. Реально более менее нормальная вода была только в одном бассейне, где в конце концов очутился и я, в остальных бассейнах и вода холодная была и уровень ее был по пояс.

  В этом бассейне можно было только стоять, поскольку все было занято людьми, расстояние между которыми не превышало метра. В основном народ был южноамериканский, смуглый, я там был как белая ворона. Оглядывая людей я подслушал даже несколько разговоров. Смысла конечно я не понимал толком, но географические названия и общий поток беседы улавливал. Парни, стоявшие возле меня, долго глазели на двух подружек в паре метров от нас, затем ненавязчиво очутились с ними рядом, завязали беседу, так ни о чем, откуда, как попали сюда и т.д. Шло все довольно скучно и банально.

  Затем мой взгляд уловил еще одного «охотника-сердцееда», кружившего около этой четверки молодежи. Лет ему было около 45, но он явно молодился, со всякими феньками на шее, волосах и руках. Однако возраст и опыт давал о себе знать, он пытался доминировать на фоне тех парней - выглядеть более интеллектуальным, знающим, с хорошим чувством юмора, поскольку парни явно тупили. Тем не менее, вскоре беседу с ним девушки замяли и с молодыми парнями перешли в другой бассейн. Я же отправился спать в номер.

  На следующее утро, с температурой 38.5, я все-таки отправился покорять Мачу-Пикчу. Состояние было никакое, но в 4 часа вечера у меня был поезд обратно в Куско, а затем ночной переезд в Боливию на автобусе. 20 долларов за автобус в один конец на вершину я пожадничал и пошел пешком по «тропе Инков». Если бы не мое состояние, то прогулка бы была не самой сложной. Единственной сложностью можно было назвать мерзкий запах урины, повсюду разбросанный мусор и занятые торгашами воды площадки для отдыха.

   Поднимаешься на очередной пятачок, чтоб отдышаться, а там все зассано - все это испаряется и бьет по носу так, что забываешь об усталости и идешь выше, в надежде что, где-то там повыше будет пятачок почище. Такие периодически встречаются, но они уже заняты торгашами еды и воды. В общем, взмыл я вверх довольно быстро.

  Меня то кидало в жар, то в озноб, влажность и жара, также, создавали эффект бани, плюс взбирался я практически без остановки. Семь потов с меня сошло точно. По пути попался на 3 проверки на предмет наличия билетов, с этим тут все строго! Ну и вот она вершина!

   Скажу сразу, к увиденному у меня претензий нет. Действительно великолепное зрелище, мощная природа, обрывы, скалы и т.д. Даже если бы на этих высотах поставили бы деревенский сортир, поверьте, желающих посетить его было бы не меньше и смотрелся бы он великолепно, настолько все вокруг было величественным.

   Выделение мною двух суток было сделано на основании вычитаного в tripadvisor и lonelyplanet. На самом деле, все легко можно успеть сделать и за один день. Думаю, тот казах по времени уложился. Конечно, есть любители помедитировать или просто потупить на вершине, копаясь в телефоне. Но я не из таких, мне на все хватило пару часов. А с учетом того, что с 2017 года билет позволяет находиться на вершине только полдня, а не день, как это еще было при моем посещении, то застревать в Куско или ночевать в Агуас-Кальентес нет смысла. Хотя ночлег там недорогой и места в целом красивые.

   Есть некие лимиты на суточное посещение Мачу-Пикчу. Если не ошибаюсь, на момент моего визита, было 2500 тысячи человек в день. Так вот, мне тогда показалось, что это лимитирование не соблюдается. Увиденные мной толпы примерно и составляли такое количество людей, а ведь я был всего часа 2 на вершине. Сколько реально протекает там народу за день, сказать трудно. Но однозначно больше чем 2500.

   Кстати, урезание времени посещения объекта с целого дня до половины лишь подтверждение того, что поток никто не ограничивает. Ограничивают время пребывания на вершине в целях уменьшение пробок и увеличения прибыли. При мне частенько в определенных местах формировались пробки и заторы (СМ ВИДЕО), которые невозможно было ни обойти, ни перепрыгнуть. 

 

   «Реставрация» на данном археологическом объекте ведется открыто. Местное население заливает камни раствором, делая более лицеприятные и симпатичные строения для глаз туристов, ну все тоже самое, что и на Чичен-Ица. Спуск обратно прошел довольно быстро. По пути я встречал людей с походными рюкзаками, типо моего багажного, тащивших весь свой скарб, и мне было искренне их жаль. С таким грузом лучше не пожалеть 20-ти долларов хотя бы на билет до вершины на автобусе.

   Вернувшись в отель, я решил пообедать в местном кафе. В ожидании обеда смотрел телевизор с местными каналами. Периодически их переключали, но волосы, однажды вставшие дыбом уже не падали вниз. Сначала был детский канал мультиков, исключительно на загробную тематику. Вампиры, ведьмы, кладбища и т.д. Очень странно было смотреть на детей, одетых в местные колоритные наряды, с интересом смотревших подобное. Интересно, насколько эти мультики, представляющие больше все-таки европейское отношение к смерти, сопоставимы с представлениями местных о загробной жизни? Ведь во многих южных странах, не только американского континента, но и азиатских, смерть воспринимается как праздник.

 Затем переключили на канал из серии «скандалы, интриги, расследования», где один, совсем не симпатичной наружности, но богатый латинос, спал с двумя девушками одновременно. Обе, конечно, напоминают Ким Кардашьян по внешнему виду, а никак не тех обычных женщин, что видишь здесь на улицах. Сюжет о том, как они бьются за него, обвиняя друг друга во всех смертных грехах, а он при этом как бы ни при чем. Подобное полностью обесценивает весь увиденный мною маскарад в национальной тематике, потому что за внешним антуражем, скрываются все те же глобализационные процессы. Деньги, бескультурье, потребление и тому подобное.

   На обратном пути в Куско, я обратил внимание на другие древние города, подобные Мачу-Пикчу, о которых, на тот момент, я ничего не знал. Уже позже, я нашел, что вокруг Мачу-Пикчу, и в целом в провинции Куско множество руин городов инков, таких как Писак (Pisac), Учуй-Коско (Huch'uy Qusqu), Морай (Moray), Кенко (Quenco). И это только те развалины, которые я мог увидеть по пути в Куско, есть много других. В самом Ольянтайтамбо (Ollantaytambo), где я пересаживался с поезда на автобус есть остатки древнего города. В общем, сделал метки для себя и для вас, в дальнейшем можно будет изучить руины инков более подробно.

  Наш поезд прибыл на станцию в Ольянтайтамбо и я стал искать автобус до Куско. Было это несложно, вездесущие «помогайки» зазывали и сопровождали к машинам. Я вышел с ж/д станции одним из первых, времени до моего следующего автобуса из Куско в Ла-Паз было довольно много, однако все равно я хотел побыстрее очутиться на месте. Пройдя с одним из помогаек к машине, я был усажен поглубже в минивэн. Машина была пустая и я стал ждать, когда же она начнет заполняться. Время шло, но никто более ко мне не подсаживался, да и сам парень где-то маячил в толпе, безрезультатно привлекая туристов, которых, становилось все меньше и меньше. Все они как-то рассасывались, машины уезжали, а я как сидел в машине один, так и сидел. Взяв сумку, я отправился сам искать другую машину. Буквально через 3 машины, прямо около того парня, что усадил меня, стояла машина практически забитая туристами. Оставалось 2 свободных места. Я сел и мы тут же тронулись.

  Видать не зря тот паренек спрятал меня поглубже в машину - пытался таким образом удержать клиента. Скорее всего мне бы предложили заплатить за весь маршрут одному или поделить сумму между несколькими людьми, которых бы он возможно нашел. Сумма не сильно бы увеличилась, но тем не менее я в очередной раз избежал ощущения одураченности. По пути ко мне на переднее сидение, подсела местная жительница и мы двинулись дальше в Куско.

  Вскоре прояснились мои сомнения насчет всех этих частных автобусов. Нас остановил полицейский и начал «наезжать» на водителя, что он не имеет права перевозить туристов. Водитель только жал плечами, показывая на рядом сидящую со мной перуанку. Вот видишь, мол, местных везу, а те в салоне «бланко» сами сели, я тут ни при делах.

   Помните, в начале я рассказывал, как меня привозили на такси не на сам автовокзал, а в переулок и садили в машину, без опознавательных знаков рейсового автобуса. Это действительно оказались частники, не имеющие права перевозить туристов. Народ там шустрый и всячески пытается конкурировать с монополизированной системой обслуживания туристов. Есть у этого и плюсы, и минусы. С одной стороны, дешевизна проезда, а с другой, полное отсутствие каких-либо гарантий, что вы доедете живыми. Дороги там сложные, по горным серпантинам водители носятся лихо и улететь со склона не составляет большого труда. Хотя, когда вы туда улетите на официальном автобусе, не думаю, что страховка вернет вас к жизни или обогатит родственников. На этот случай у меня была своя, купленная в США, гарантировавшая перевоз моего тела домой с расходами до 500 долларов. Как будто этой суммы бы оказалось достаточно.

  И на сей раз нас высадили не на автовокзале, а где-то недалеко на городской площади. Я отправился пешком, заодно рассматривая город, ведь до этого у меня не было времени изучить его. Погуляв часика полтора, отправился на автовокзал. Зарегистрировался на рейс и стал ожидать свой автобус. На автовокзале я познакомился с русской семейной парой, путешествовавшей с кучей чемоданов и ребенком. Откуда точно они были родом я не спрашивал, судя по нашим разговорам о России, с западных территорий России, Украины или Белоруссии. Правильнее даже сказать не путешествовавшая, а переезжающая из Перу, где они прожили 5 лет на ПМЖ в Аргентину.

  Автобус тронулся и мы отправляемся на границу с Боливией через озеро Титикака. Я купил место в максимально комфортабельном автобусе, с раскладывающимися практически до ровного состояния креслами. Надо сказать, что в принципе в них удобно, если рост ваш ниже 170 см, мне с моими 182 см роста все равно не удалось удобно вытянуться и ехать приходилось в полу скрюченном состоянии. Однако, это все равно было гораздо лучше стандартных кресел в автобусах.

  Во время поездки немного беседовали с моими русскими попутчиками, они мне рассказывали про Перу, Эквадор и Аргентину. Надо сказать в дальнейшем мои оценки этих стран не совпали с их точкой зрения, но об этом позже, когда я уже побываю в Чили и Аргентине, я сделаю полный обзор и обязательно вспомню своих попутчиков.

   Ночью меня сильно проморозило, одеяла мне не хватило и толком поспать я не смог. На утро мы выехали на побережье озера Титикака к границе с моей следующей страной - БОЛИВИЕЙ.

Автор: Александр Лисов

© LisovTravel

Блог о путешествиях.

Все права защищены.

Подписывайтесь
  • ГРУППА ВКОНТАКТЕ LISOVTRAVEL
  • канал на youtube LisovTravel